|
1992
Промо-диски и синглы Nevermind, перерыв, Reading
Festival, назад в клубы
Следующим релизом группы стал промо-альбом
Hormoaning,
выпущенный для раскрутки февральского тура группы по Австралии
и Японии. На Hormoaning вошли шесть песен: Aneurysm и Even in
His Youth с сингла Teen Spirit и D-7, Turnaround, Son of a Gun
и Molly's Lips с сессии 1990 г. с Джоном Пилом. В Австралии мини-альбом
вышел на 12-дюймовых пластинках, кассетах и компакт-дисках (по
5000 копий каждого формата). В Японии вышли только компакт-диски
и с другой обложкой.
Примерно в это же время вышел еще один интересный
промо-диск - Nevermind,
It's an Interview. Диск включает фрагменты интервью, чередующиеся
с отрывками песен и целыми песнями. Большая часть песен была взята
с концерта группы на Хеллоуин 91 г. в Сиэтле: About a Girl, Aneurysm,
Drain You, On a Plain, Molly's Lips, School, а также Nevermind-версии
Territorial Pissings и Teen Spirit. Этот диск особенно ценен тем,
что содержит материал, больше нигде не доступный.
Drain You планировали выпустить вторым синглом,
и в конце 91 года вышли промо-диски. Но по словам Джима Мерлиса,
руководителя отдела рекламы DGC, эта песня терялась на фоне Teen
Spirit. В результате следующий сингл Come
As You Are выпустили только 3 марта 1992 г.: 7-дюймовые пластинки
с би-сайдом Drain You; кассеты, 12-дюймовки и компакт-диски с
би-сайдом School (обе песни с концерта на Хеллоуин 91 г.) Не считая
Teen Spirit, это единственный сингл, попавший в американский чарт
Топ-40, достигнув №32. Также вышли промо-версии компакт-диска
и 12-дюймовой пластинки. В Великобритании Come As You Are снова
вышел в четырех форматах: 7-дюймовые пластинки и кассеты с би-сайдом
Endless, Nameless, 12-дюймовые пластинки (обе на черном виниле)
и диски-картины с концертной версией School и компакт-диски с
концертной версией Drain You. В Британии песня достигла лучших
результатов, дойдя до 14 строчки.
Хотя DGC не терпелось, чтобы Нирвана снова
отправилась в дорогу, группа, и особенно Кобейн, требовали перерыва.
Семь месяцев гастролей измотали их: "Это было приключение",
- сказал Новоселич Майклу Азерраду. - "Теперь это цирк".
Неожиданный успех и, как результат, всплеск интереса СМИ усиливали
общее напряжение, что привело, помимо прочих разногласий, к спору
из-за авторских гонораров. Казалось, участники группы разошлись
каждый своей дорогой: Грол - в Виржинию, Новоселич - в свой новый
дом в Сиэтле, а Кобейн (женившийся на Кортни Лав) - в Лос-Анджелес.
Одна из немногих в этом году сессий звукозаписи Нирваны прошла
в апреле на студии Барретта Джонса Laundry Room, теперь переехавшей
в Сиэтл. Переезд был вызван тем, что Джонса выгнали из его дома
в Арлингтоне. "У меня было буквально две недели на то, чтобы
собрать вещички", - говорит он. - "И пытаясь найти новое
место для своей студии, я решил перебраться сюда. Дэйв только
что переехал сюда и присоединился к какой-то группе под названием
Нирвана, о которой я никогда не слышал. Так что я решил тоже сюда
переехать!" Когда в июне 1991 г. Джонс приехал в Сиэтл, Laundry
Room сначала располагалась в его доме в Западном Сиэтле. "На
самом деле там она так официально и не открылась, но именно там
я делал материал Нирваны и альбом King
Buzzo", - говорит он. King Buzzo - это Базз Осборн (Грол
также появился на альбоме). Целью апрельской сессии, которая заняла
два дня, было записать треки для различных синглов и очередного
трибьют-альбома: Curmudgeon, Oh, the Guilt, Return of the Rat.
"У всех трех песен был конкретный пункт назначения",
- говорит Джонс. - "По-моему, они даже не играли их раньше,
но довели до ума довольно быстро. Они все довольно простые. По-моему,
они старались подойти к записи немного по-панкроковски. В попытке
уйти от лоска Nevermind. По-моему, цель была такая. Они хотели
сделать всё как можно дешевле. У меня был только небольшой 8-дорожечный
пульт, и я даже не был толком подготовлен к записи чисто технически,
но все равно получилось здорово". Джонс не думает, что после
сессии остались какие-либо альтернативные версии.
nirvanaone.ru
Во время пребывания в Сиэтле Кобейн и Лав нагрянули
в музыкальный магазин Orpheum и конфисковали нелегально продающиеся
там записи. Когда служащий магазина попросил их оставить начальнику
записку, объясняющую исчезновение записей, Лав и Кобейн исполнили
его просьбу, написав следующее объяснение: "мне не нужно,
чтобы вы делали лишние деньги на моем муже, и мне нечем было кормить
своих детей. Миссис Кобейн. Макароны и сыр для всех. с любовью
курдт кобейн".
В мае 1992 г. был выпущен первый из серии концертных
альбомов Westwood One in Concert с Нирваной. В следующем месяце
вышла первая песня с апрельской сессии: Return of the Rat вошла
на бокс-сет Eight Songs for Greg Sage and the Wipers, вышедший
20 июня на портлендском инди-лейбле Tim/Kerr. Тор Линдси, один
из основателей лейбла, был знаком с Кобейном и знал, что тот был
фанатом Wipers, поэтому он спросил у него, не хочет ли Нирвана
внести свой вклад. Сначала Кобейн предложил ему версию D-7, которую
они записали у Джона Пила. Линдси с радостью согласился: "Это
одна из самых феноменальных песен, когда-либо исполненных Куртом",
- говорит он. Но после того как D-7 вошла на мини-альбом Hormoaning,
получить разрешение на нее через Geffen стало проблематичным.
"Курт психанул и сказал: "Хрен с ним, я запишу другую
песню", - рассказывает Линдси. - "И собственно, так
у меня оказалась DAT-кассета с Return of the Rat. Я был в экстазе!
Курту нравились альтернативные лейблы и независимая музыка".
Бокс-сет, выпущенный ограниченным тиражом 10000
копий, включал четыре сингла. 4000 экземпляров вышли на цветном
виниле. "Процесс упаковки потом снился мне в кошмарах",
- говорит Линдси. - "Я не хотел, чтобы появились пиратские
версии и т.п. Поэтому мы сделали так, чтобы 7-дюймовки отпечатывались
на одном заводе, коробки - на другом заводе, а бокс-сеты делали
здесь в городе. Мы собирали их у меня на кухне. Всё буквально
было вкривь и вкось". Цветные экземпляры были неодинаковыми.
"Через каждые 500 экземпляров цвет менялся", - рассказывает
Линдси, - "так что там большое разнообразие!" Особенно
после того, как на заводе испортили часть тиража: например, оранжевых
дисков Hole всего 200. Синие диски Нирваны - раритет. Всего Линдси
использовал четыре полупрозрачных цвета и четыре непрозрачных.
15 марта 1993 г. сет вышел на компакт-дисках с шестью дополнительными
треками и соответственно с измененным названием Fourteen Songs
for Greg Sage and the Wipers.
21 июля вышел следующий сингл Нирваны Lithium:
на кассетах, 12-дюймовых пластинках и компакт-дисках с Curmudgeon
и концертной версией Been a Son (тоже с концерта на Хеллоуин 91).
Упаковка особенно примечательна: на вкладыше - фотография, сделанная
Кобейном, эхограмма ребенка Кобейна и Лав и тексты всех песен
Nevermind. В Великобритании 7-дюймовые пластинки и кассеты вышли
с Curmudgeon, 12-дюймовые диски-картины - с концертной Been a
Son и компакт-диски - с D-7 (с сессии с Пилом). Также вышли промо-диски:
часть из них была упакована в специальные коробки, которые включали
также диск Nevermind, It's an Interview,
вышедший ограниченным тиражом 100 экземпляров.
В июне Нирвана снова отправилась в дорогу -
в тур по Ирландии и Европе. А в августе статья о Лав в журнале
Vanity Fair приоткрыла
завесу над тем, что держалось в секрете: пара принимает наркотики.
Самым серьезным было заявление о том, что Лав принимала героин
после того, как узнала о своей беременности. Когда статья вышла
в свет, Лав заявила, что прекратила принимать наркотики, как только
узнала о беременности. Кобейн же время от времени принимал героин.
Он несколько раз предпринимал попытки пройти детоксикацию и снова
был в реабилитационной клинике, когда 18 августа Лав родила Фрэнсис
Бин Кобейн. К концу месяца распространились слухи о том, что пристрастие
Кобейна к наркотикам приведет к распаду группы и что их выступление
30 августа на фестивале в Рединге будет последним. Вместо этого
они собрались с силами и отыграли один из лучших концертов за
всю свою карьеру. В насмешку над слухами, Кобейна в больничной
одежде выкатили на сцену в инвалидной коляске, из которой он с
трудом поднялся к микрофону, пробормотал первую строчку из песни
The Rose и рухнул на пол. После чего подскочил, и группа играла
без остановки почти 90 минут.
Чарльз Питерсон, нечасто фотографировавший
группу за пределами северо-запада США, тоже был на концерте. "Я
был единственным фотографом, которому разрешили весь концерт находиться
на сцене", - говорит он. - "Просто сидеть там, когда
Нирвана играет перед тобой на этой невообразимо огромной сцене,
когда слева от тебя 50000 человек, скандирующих слова песен… это
было на грани фантастики. Весь концерт у меня мурашки бегали по
спине. Иногда я опускал фотоаппарат и просто впитывал в себя происходящее".
Сет охватывал всю карьеру группы - начиная с песен с "демо
Дэйла" (Spank Thru) и заканчивая тремя песнями, которые вскоре
будут записаны для In Utero: Dumb, tourette's (представленная
как The Eagle Has Landed) и All Apologies. Группа также шутила
по поводу своей предполагаемой "кончины". "Это
не последний концерт!" - сказал Новоселич. "Нет, последний",
- возразил Кобейн. - "Я хочу официально и публично заявить,
что это наш последний концерт". "На сегодня!" -
сказал Новоселич. "До нашего ноябрьского тура", - продолжил
Кобейн. - "Или вы хотите записать альбом в ноябре?"
Фрагменты концерта также транслировались по радио.
Нирвана вернулась в США победителями, их следующей
победой стали награды MTV Music Video Awards за "Лучшее альтернативное
видео" (Teen Spirit) и "Лучшему новому исполнителю".
Кобейн с ангельским видом принимал последнюю награду, улыбаясь
прямо в камеру со словами: "Знаете, очень трудно верить всему,
что читаешь". Группа хотела исполнить на церемонии Rape Me,
но поддалась давлению и сыграла Lithium - однако предварительно
подразнив организаторов начальными тактами Rape Me.
nirvanaone.ru
Затем Нирвана выступила в Портленде, а на следующий
вечер - в сиэтлском Coliseum (на тот момент крупнейший концерт
группы в Сиэтле). "Было так странно видеть кого-то, кого
ты знаешь, на этой огромной сцене", - говорит Элис Уилер.
- "Мне было как-то неловко за Курта. Он казался потерянным
там". Но через несколько недель группа вернулась на сцену
поменьше, когда выступала в качестве секретной группы на разогреве
у Mudhoney на двух концертах - 3 октября в Университете Западного
Вашингтона в Беллингеме и 4 октября в Crocodile Cafe в Сиэтле.
На последнем концерте группа явно чувствовала себя спокойно и
наслаждалась шансом вернуться к истокам, пусть даже ненадолго.
В свою очередь зрители стояли в благоговейном почтении, едва способные
слэмиться. Питерсон присутствовал на обоих концертах. "Я
в любом случае собирался съездить в Беллингем с Mudhoney",
- говорит он. - "А они заявляют: "Угадай, кто еще будет
играть?" Ну тогда я точно еду с вами! Это правда было здорово.
Я запомнил многочисленных студентов, фотографирующих в партере,
там был один парень с фотоаппаратом, он вовсю танцевал и при этом
находился прямо напротив Курта. Я ему говорю: "Если ты не
собираешься фотографировать, отодвинься". А он отвечает:
"У меня остался один кадр, я жду финального погрома!"
Самое забавное то, что в ту ночь не было финального погрома! На
сцену вышли два семилетних пацана, Курт нацепил свою гитару одному,
а Крис нацепил свою гитару второму. Все кричали: "Разбей!
Разбей!" И каким-то образом этот мальчуган задрал бас Криса
над головой и грохнул об сцену. Алекс, их тур-менеджер, схватился
руками за голову, потому что Крис вообще-то никогда не разбивал
свои бас-гитары. Это было что-то. Идеальное завершение концерта".
Эти концерты стали последними, которые снимал Питерсон. Последний
концерт Нирваны в этом месяце был в Буэнос-Айресе.
В октябре также вышел очередной двойной альбом
Westwood One in Concert. 30 ноября был выпущен сингл In
Bloom только в Великобритании (хотя в США песня тоже вышла
в качестве промо-CD): 7-дюймовые пластинки и кассеты с би-сайдом
Polly (с концерта 28 декабря 1991 г. в Дель Маре, Калифорния),
12-дюймовые диски-картины и компакт-диски с би-сайдом Sliver с
того же концерта. Отрывки этого концерта также транслировались
по радио. В ноябре Кобейн записал гитарный трек в студии Laundry
Room для еще одного сайд-проекта, на этот раз - сингла с Уильямом
Берроузом, который выпустят в 1993 г. на лейбле Tim/Kerr.
|