Наверх ↑
:::: Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana | История записей Нирваны ::::
Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana
История записей Нирваны








1992
Промо-диски и синглы Nevermind, перерыв, Reading Festival, назад в клубы

 

Следующим релизом группы стал промо-альбом Hormoaning, выпущенный для раскрутки февральского тура группы по Австралии и Японии. На Hormoaning вошли шесть песен: Aneurysm и Even in His Youth с сингла Teen Spirit и D-7, Turnaround, Son of a Gun и Molly's Lips с сессии 1990 г. с Джоном Пилом. В Австралии мини-альбом вышел на 12-дюймовых пластинках, кассетах и компакт-дисках (по 5000 копий каждого формата). В Японии вышли только компакт-диски и с другой обложкой.

Примерно в это же время вышел еще один интересный промо-диск - Nevermind, It's an Interview. Диск включает фрагменты интервью, чередующиеся с отрывками песен и целыми песнями. Большая часть песен была взята с концерта группы на Хеллоуин 91 г. в Сиэтле: About a Girl, Aneurysm, Drain You, On a Plain, Molly's Lips, School, а также Nevermind-версии Territorial Pissings и Teen Spirit. Этот диск особенно ценен тем, что содержит материал, больше нигде не доступный.

Drain You планировали выпустить вторым синглом, и в конце 91 года вышли промо-диски. Но по словам Джима Мерлиса, руководителя отдела рекламы DGC, эта песня терялась на фоне Teen Spirit. В результате следующий сингл Come As You Are выпустили только 3 марта 1992 г.: 7-дюймовые пластинки с би-сайдом Drain You; кассеты, 12-дюймовки и компакт-диски с би-сайдом School (обе песни с концерта на Хеллоуин 91 г.) Не считая Teen Spirit, это единственный сингл, попавший в американский чарт Топ-40, достигнув №32. Также вышли промо-версии компакт-диска и 12-дюймовой пластинки. В Великобритании Come As You Are снова вышел в четырех форматах: 7-дюймовые пластинки и кассеты с би-сайдом Endless, Nameless, 12-дюймовые пластинки (обе на черном виниле) и диски-картины с концертной версией School и компакт-диски с концертной версией Drain You. В Британии песня достигла лучших результатов, дойдя до 14 строчки.

Хотя DGC не терпелось, чтобы Нирвана снова отправилась в дорогу, группа, и особенно Кобейн, требовали перерыва. Семь месяцев гастролей измотали их: "Это было приключение", - сказал Новоселич Майклу Азерраду. - "Теперь это цирк". Неожиданный успех и, как результат, всплеск интереса СМИ усиливали общее напряжение, что привело, помимо прочих разногласий, к спору из-за авторских гонораров. Казалось, участники группы разошлись каждый своей дорогой: Грол - в Виржинию, Новоселич - в свой новый дом в Сиэтле, а Кобейн (женившийся на Кортни Лав) - в Лос-Анджелес. Одна из немногих в этом году сессий звукозаписи Нирваны прошла в апреле на студии Барретта Джонса Laundry Room, теперь переехавшей в Сиэтл. Переезд был вызван тем, что Джонса выгнали из его дома в Арлингтоне. "У меня было буквально две недели на то, чтобы собрать вещички", - говорит он. - "И пытаясь найти новое место для своей студии, я решил перебраться сюда. Дэйв только что переехал сюда и присоединился к какой-то группе под названием Нирвана, о которой я никогда не слышал. Так что я решил тоже сюда переехать!" Когда в июне 1991 г. Джонс приехал в Сиэтл, Laundry Room сначала располагалась в его доме в Западном Сиэтле. "На самом деле там она так официально и не открылась, но именно там я делал материал Нирваны и альбом King Buzzo", - говорит он. King Buzzo - это Базз Осборн (Грол также появился на альбоме). Целью апрельской сессии, которая заняла два дня, было записать треки для различных синглов и очередного трибьют-альбома: Curmudgeon, Oh, the Guilt, Return of the Rat. "У всех трех песен был конкретный пункт назначения", - говорит Джонс. - "По-моему, они даже не играли их раньше, но довели до ума довольно быстро. Они все довольно простые. По-моему, они старались подойти к записи немного по-панкроковски. В попытке уйти от лоска Nevermind. По-моему, цель была такая. Они хотели сделать всё как можно дешевле. У меня был только небольшой 8-дорожечный пульт, и я даже не был толком подготовлен к записи чисто технически, но все равно получилось здорово". Джонс не думает, что после сессии остались какие-либо альтернативные версии. nirvanaone.ru

Во время пребывания в Сиэтле Кобейн и Лав нагрянули в музыкальный магазин Orpheum и конфисковали нелегально продающиеся там записи. Когда служащий магазина попросил их оставить начальнику записку, объясняющую исчезновение записей, Лав и Кобейн исполнили его просьбу, написав следующее объяснение: "мне не нужно, чтобы вы делали лишние деньги на моем муже, и мне нечем было кормить своих детей. Миссис Кобейн. Макароны и сыр для всех. с любовью курдт кобейн".

В мае 1992 г. был выпущен первый из серии концертных альбомов Westwood One in Concert с Нирваной. В следующем месяце вышла первая песня с апрельской сессии: Return of the Rat вошла на бокс-сет Eight Songs for Greg Sage and the Wipers, вышедший 20 июня на портлендском инди-лейбле Tim/Kerr. Тор Линдси, один из основателей лейбла, был знаком с Кобейном и знал, что тот был фанатом Wipers, поэтому он спросил у него, не хочет ли Нирвана внести свой вклад. Сначала Кобейн предложил ему версию D-7, которую они записали у Джона Пила. Линдси с радостью согласился: "Это одна из самых феноменальных песен, когда-либо исполненных Куртом", - говорит он. Но после того как D-7 вошла на мини-альбом Hormoaning, получить разрешение на нее через Geffen стало проблематичным. "Курт психанул и сказал: "Хрен с ним, я запишу другую песню", - рассказывает Линдси. - "И собственно, так у меня оказалась DAT-кассета с Return of the Rat. Я был в экстазе! Курту нравились альтернативные лейблы и независимая музыка".

Бокс-сет, выпущенный ограниченным тиражом 10000 копий, включал четыре сингла. 4000 экземпляров вышли на цветном виниле. "Процесс упаковки потом снился мне в кошмарах", - говорит Линдси. - "Я не хотел, чтобы появились пиратские версии и т.п. Поэтому мы сделали так, чтобы 7-дюймовки отпечатывались на одном заводе, коробки - на другом заводе, а бокс-сеты делали здесь в городе. Мы собирали их у меня на кухне. Всё буквально было вкривь и вкось". Цветные экземпляры были неодинаковыми. "Через каждые 500 экземпляров цвет менялся", - рассказывает Линдси, - "так что там большое разнообразие!" Особенно после того, как на заводе испортили часть тиража: например, оранжевых дисков Hole всего 200. Синие диски Нирваны - раритет. Всего Линдси использовал четыре полупрозрачных цвета и четыре непрозрачных. 15 марта 1993 г. сет вышел на компакт-дисках с шестью дополнительными треками и соответственно с измененным названием Fourteen Songs for Greg Sage and the Wipers.

21 июля вышел следующий сингл Нирваны Lithium: на кассетах, 12-дюймовых пластинках и компакт-дисках с Curmudgeon и концертной версией Been a Son (тоже с концерта на Хеллоуин 91). Упаковка особенно примечательна: на вкладыше - фотография, сделанная Кобейном, эхограмма ребенка Кобейна и Лав и тексты всех песен Nevermind. В Великобритании 7-дюймовые пластинки и кассеты вышли с Curmudgeon, 12-дюймовые диски-картины - с концертной Been a Son и компакт-диски - с D-7 (с сессии с Пилом). Также вышли промо-диски: часть из них была упакована в специальные коробки, которые включали также диск Nevermind, It's an Interview, вышедший ограниченным тиражом 100 экземпляров.

В июне Нирвана снова отправилась в дорогу - в тур по Ирландии и Европе. А в августе статья о Лав в журнале Vanity Fair приоткрыла завесу над тем, что держалось в секрете: пара принимает наркотики. Самым серьезным было заявление о том, что Лав принимала героин после того, как узнала о своей беременности. Когда статья вышла в свет, Лав заявила, что прекратила принимать наркотики, как только узнала о беременности. Кобейн же время от времени принимал героин. Он несколько раз предпринимал попытки пройти детоксикацию и снова был в реабилитационной клинике, когда 18 августа Лав родила Фрэнсис Бин Кобейн. К концу месяца распространились слухи о том, что пристрастие Кобейна к наркотикам приведет к распаду группы и что их выступление 30 августа на фестивале в Рединге будет последним. Вместо этого они собрались с силами и отыграли один из лучших концертов за всю свою карьеру. В насмешку над слухами, Кобейна в больничной одежде выкатили на сцену в инвалидной коляске, из которой он с трудом поднялся к микрофону, пробормотал первую строчку из песни The Rose и рухнул на пол. После чего подскочил, и группа играла без остановки почти 90 минут.

Чарльз Питерсон, нечасто фотографировавший группу за пределами северо-запада США, тоже был на концерте. "Я был единственным фотографом, которому разрешили весь концерт находиться на сцене", - говорит он. - "Просто сидеть там, когда Нирвана играет перед тобой на этой невообразимо огромной сцене, когда слева от тебя 50000 человек, скандирующих слова песен… это было на грани фантастики. Весь концерт у меня мурашки бегали по спине. Иногда я опускал фотоаппарат и просто впитывал в себя происходящее". Сет охватывал всю карьеру группы - начиная с песен с "демо Дэйла" (Spank Thru) и заканчивая тремя песнями, которые вскоре будут записаны для In Utero: Dumb, tourette's (представленная как The Eagle Has Landed) и All Apologies. Группа также шутила по поводу своей предполагаемой "кончины". "Это не последний концерт!" - сказал Новоселич. "Нет, последний", - возразил Кобейн. - "Я хочу официально и публично заявить, что это наш последний концерт". "На сегодня!" - сказал Новоселич. "До нашего ноябрьского тура", - продолжил Кобейн. - "Или вы хотите записать альбом в ноябре?" Фрагменты концерта также транслировались по радио.

Нирвана вернулась в США победителями, их следующей победой стали награды MTV Music Video Awards за "Лучшее альтернативное видео" (Teen Spirit) и "Лучшему новому исполнителю". Кобейн с ангельским видом принимал последнюю награду, улыбаясь прямо в камеру со словами: "Знаете, очень трудно верить всему, что читаешь". Группа хотела исполнить на церемонии Rape Me, но поддалась давлению и сыграла Lithium - однако предварительно подразнив организаторов начальными тактами Rape Me. nirvanaone.ru

Затем Нирвана выступила в Портленде, а на следующий вечер - в сиэтлском Coliseum (на тот момент крупнейший концерт группы в Сиэтле). "Было так странно видеть кого-то, кого ты знаешь, на этой огромной сцене", - говорит Элис Уилер. - "Мне было как-то неловко за Курта. Он казался потерянным там". Но через несколько недель группа вернулась на сцену поменьше, когда выступала в качестве секретной группы на разогреве у Mudhoney на двух концертах - 3 октября в Университете Западного Вашингтона в Беллингеме и 4 октября в Crocodile Cafe в Сиэтле. На последнем концерте группа явно чувствовала себя спокойно и наслаждалась шансом вернуться к истокам, пусть даже ненадолго. В свою очередь зрители стояли в благоговейном почтении, едва способные слэмиться. Питерсон присутствовал на обоих концертах. "Я в любом случае собирался съездить в Беллингем с Mudhoney", - говорит он. - "А они заявляют: "Угадай, кто еще будет играть?" Ну тогда я точно еду с вами! Это правда было здорово. Я запомнил многочисленных студентов, фотографирующих в партере, там был один парень с фотоаппаратом, он вовсю танцевал и при этом находился прямо напротив Курта. Я ему говорю: "Если ты не собираешься фотографировать, отодвинься". А он отвечает: "У меня остался один кадр, я жду финального погрома!" Самое забавное то, что в ту ночь не было финального погрома! На сцену вышли два семилетних пацана, Курт нацепил свою гитару одному, а Крис нацепил свою гитару второму. Все кричали: "Разбей! Разбей!" И каким-то образом этот мальчуган задрал бас Криса над головой и грохнул об сцену. Алекс, их тур-менеджер, схватился руками за голову, потому что Крис вообще-то никогда не разбивал свои бас-гитары. Это было что-то. Идеальное завершение концерта". Эти концерты стали последними, которые снимал Питерсон. Последний концерт Нирваны в этом месяце был в Буэнос-Айресе.

В октябре также вышел очередной двойной альбом Westwood One in Concert. 30 ноября был выпущен сингл In Bloom только в Великобритании (хотя в США песня тоже вышла в качестве промо-CD): 7-дюймовые пластинки и кассеты с би-сайдом Polly (с концерта 28 декабря 1991 г. в Дель Маре, Калифорния), 12-дюймовые диски-картины и компакт-диски с би-сайдом Sliver с того же концерта. Отрывки этого концерта также транслировались по радио. В ноябре Кобейн записал гитарный трек в студии Laundry Room для еще одного сайд-проекта, на этот раз - сингла с Уильямом Берроузом, который выпустят в 1993 г. на лейбле Tim/Kerr.