Наверх ↑
:::: Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana | История записей Нирваны ::::
Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana
История записей Нирваны












1994 — 1997
Возвращение Новоселича и Грола на сцену, Live! Tonight! Sold Out! и другие релизы, рождение легенды

 

Хотя участники Нирваны отгородились от всего, различные связанные с Нирваной релизы были уже запланированы на следующие несколько месяцев. Ремикс Pennyroyal Tea планировался как следующий сингл в Великобритании, но релиз отменили после смерти Кобейна. Однако промо-диск сингла все же вышел в Великобритании в мае (в него вошли также ремикс I Hate Myself and Want to Die и Where Did You Sleep Last Night с Unplugged). Грол появился в качестве барабанщика на альбоме "Пятый в квартете: музыка из фильма", выпущенном в марте. В фильме альтернативная "супергруппа" играет классику рок-н-ролла вроде Long Tall Sally и Twist and Shout. В Великобритании треки Money, Rock 'n' Roll Music и Please Mr. Postman вышли в качестве синглов. В мае Нирвана появилась на CD-промо On the Edge (музыка и интервью), выпущенном радио Westwood One. В июне - на CD-промо Westwood One in Concert с одной из сессий группы на радио BBC в 1991 г. 5 июля вышел первый после смерти Кобейна новый трек Нирваны на сборнике DGC Rarities Vol. 1. Трек Pay to Play был взят с сессии группы на Smart Studios в 1990 г. Включить его на сборник было решено до того, как Кобейн умер, таким образом, это не рассматривалось как трибьют-релиз.

12 июля Новоселич и Грол выступили впервые после смерти Кобейна в рамках группы Stinky Puffs под предводительством Саймона Тимони, которому тогда было 10 лет. До этого Тимони записал мини-альбом из четырех песен и отправил его Кобейну, который поблагодарил за подарок в аннотации к Incesticide. Позже Тимони познакомился с участниками группы, когда группа его отчима Half Japanese разогревала Нирвану во время тура осенью 93-го. Тимони сам присоединился к группе на сцене во время их концерта 15 ноября в Roseland. Выступление 12 июля открывало фестиваль Yo Yo A Go Go (Yoyo - еще один лейбл в Олимпии). Шина Фэйр, мать Тимони и барабанщица Stinky Puffs, попросила Новоселича присоединиться к группе. "Крист ответил нам невероятно красивым письмом", - говорит она. - "Там было написано: "Я не могу поверить, что вы попросили меня сделать это. Стоит ли мне сделать это? Думаю, стоит сделать это. Я сделаю это. Стоит ли мне сделать это? Было бы здорово". В день концерта Грол тоже присутствовал вместе с Марком Кейтсом из DGC. "Я увидела Дэйва рядом с Кристом буквально за считанные минуты до нашего выхода", - говорит Фэйр. - "Я сказала ему: "Эй, садись за барабан. Давай, пойдем с нами. Будет клево, это пойдет тебе на пользу". Он сказал что-то вроде: "Я всё испорчу, я даже не знаю вашу музыку!" В итоге Грол все-таки согласился выйти, и хотя об их участии не объявили, благодаря СМИ, присутствовавшим на открытии фестиваля, об этом событии тут же стало известно. "Один журналист сказал, что Саймон провел сеанс массового лечения", - говорит Фэйр. - "И действительно было такое ощущение". Сет, который включал посвященную Кобейну песню I Love You Anyway, был записан и вышел в продажу в следующем году.

23 августа DGC выпустил сообщение для прессы, в котором объявлялось, какие полные записи Нирваны планируется выпустить. В ноябре планировалось выпустить двойной альбом Verse Chorus Verse, в который должны были войти живые выступления группы с 1989 по 1994 год и полный сет Unplugged. "Это должно было стать своего рода инь и ян Нирваны", - говорит Джим Мерлис. Мерлис добавляет, что релизы планировались из-за высокого спроса на новые записи Нирваны, а также того факта, что концерт Unplugged уже распространился на пиратском рынке. Но на следующей неделе, 1 сентября, DGC выпустил новый пресс-релиз, в котором сообщалось, что концертная часть релиза откладывается, так как Новоселичу с Гролом оказалось слишком трудно работать над ней. "Эмоциональная сторона всего этого дезориентировала нас", - сказал Новоселич. "Unplugged не занял много работы в плане производства", - рассказывает Мерлис. - "Его закончили. И концертную часть тоже сделали, но когда они приступили к сведению, Крист и Дэйв просто не смогли это сделать. Им было слишком тяжело". Пресс-релиз создал у некоторых впечатление, что работа над концертным сетом зашла не очень далеко. На самом же деле альбом был завершен, его осталось только свести, что подтверждает Мерлис. "Это был законченный полноценный альбом. И он отличается от того, что вышел позже [Wishkah]. Они вернулись и начали с самого начала, потому что приобрели более ясное видение этого". Около четырех копий первоначальной записи в несведенном состоянии было сделано для сотрудников DGC. nirvanaone.ru

MTV Unplugged in New York вышел 1 ноября, и несмотря на то, что MTV постоянно крутило его со дня смерти Кобейна, альбом с легкостью вошел в чарты под №1, продажи в первую неделю составили 310500 копий (№2 в Великобритании). Something in the Way и Oh Me, вырезанные из версии MTV, вошли на альбом. Этот концерт не давал покоя, еще когда впервые транслировался; теперь же, в свете смерти Кобейна, он приобрел дополнительную остроту. "Этот альбом привлек к Нирване новую аудиторию", - говорит Мерлис. - "Думаю, на нем Нирвана показала себя с другой стороны, о которой не знали многие, скорее, из тех, кто постарше. Было действительно здорово увидеть, что происходит у них в голове, что повлияло на них". Unplugged выиграет Грэмми, как "Лучшее выступление в жанре альтернативная музыка". В 1994 г. Нирвана выиграла еще одну награду MTV Music Video Award за клип Heart-Shaped Box.

В том же месяце, 15 ноября, вышло в продажу первое полномасштабное видео группы Live! Tonight! Sold Out! Изначально фильм показывал прорыв Нирваны в мейнстрим и включал фрагменты выступлений с тура осенью 91 года, чередующиеся с кадрами с концерта 16 января 1993 г. в Сан-Паулу, Бразилия. "Вообще, Live! Tonight! планировалось выпустить в 1993 г.", - говорит Джим Мерлис, - "но он не был закончен: они гастролировали, и у них так и не нашлось времени закончить его. Это видео настолько "куртовское", просто невероятно. Там его почерк от начала до конца. Реально чувствуешь, как всё стало превращаться в хаос: местная группка из Сиэтла, которая просто хотела зарабатывать на жизнь, играя музыку, вдруг становится глобальным явлением, чего они никак не ожидали. Думаю, именно это Курт пытался показать в этом фильме, особенно этот последний монтаж кусков из разных СМИ, новости MTV и т.п. - это очень по-куртовски". Видео вышло с наклейкой на обложке: "Включает ранее не доступный видеоматериал с концертов, закулисное дурачество и интервью со времен Nevermind". Там также была бумажная вкладка со списком концертов, из которых взяты фрагменты (проиллюстрированные в основном фотографиями Чарльза Питерсона). В этом списке есть несколько ошибок: Breed и Polly, якобы взятые с концерта в Сиэтле в 92-м, на самом деле с концерта группы на Хеллоуин-91 в Сиэтле (кадры с выступления 92 г. тоже появляются, но в финальном "джеме-разрушении"); выступление группы в Японии состоялось в 1992 г., а не в 1991; в 1992 г. группа не играла в Такоме (их последний концерт в этом городе состоялся в 1990). Как свидетельство периода прорыва группы, Live! Tonight! во многих отношениях более убедителен, чем следующий концертный альбом группы From the Muddy Banks of the Wishkah. Фрагменты концертов сильные, отрывки из интервью демонстрируют чувство юмора группы, и общее впечатление еще раз напоминает фанатам, почему они вообще полюбили эту группу.

В то время как Unplugged и Live! Tonight! получали хорошие отзывы, Новоселич и Грол постепено возвращались к живым выступлениям. В начале осени Новоселич появился на фестивале Garlic Festival в Арлингтоне, Вашингтон, выступив в группе-однодневке, в составе которой был также гитарный техник Нирваны Эрни Бейли (на фестивале появился и "секретный" гость Эдди Ведер). 19 ноября Грол играл на ударных для Тома Петти на Saturday Night Live, он также рассматривал возможность присоединиться к группе Петти на постоянной основе.

В 1995 году впервые за семь лет не было выпущено ни одной песни Нирваны. Но бывшие участники группы были заняты различными проектами. Первым, о котором узнали, была новая группа Грола Foo Fighters (НЛО на сленге ВВС). Грол прослушал материал, записанный им за несколько лет, и в октябре 1994 г. отправился на сиэтлскую студию Robert Lang Studios с намерением положить начало новому музыкальному проекту. Он снова играл на всех инструментах и спел все вокальные партии на 15 записанных треках (только на X-Static на гитаре играл Грег Дулли из Afghan Whigs). Естественно, Барретт Джонс тоже присутствовал. "Я был там, просто чтобы сделать ему хороший звук, помочь немного", - говорит Джонс. - "Он принимал все решения. Я всегда знал, что он выпустит что-нибудь самостоятельно. Он подумывал об этом, да и его песни слишком хороши, чтобы упустить такую возможность. Он дал понять, что вроде как не собирался выпускать это, но я всегда предвидел, что это будет выпущено. Я знал, что это будет пользоваться успехом! Просто я так давно его знаю и видел, как он талантлив. Он сам никогда так в себя не верил, как верил я!"

Песни были записаны с 17 по 24 октября. "Мы всегда очень быстро работали вместе", - говорит Джонс. - "Мы не делали разных дублей. Он просто записывал песни. Я сам не люблю работать с множеством вариантов: либо это хорошо, либо это нехорошо. И он почти всегда делает всё хорошо с первого раза. Почти всё там записано с первого раза". Цепляющий пауэр-поп Грола привлек внимание, и вскоре лейблы стали предлагать ему контракты. В конце концов, он подписался на Capitol, которым теперь управлял Гэри Герш, бывший специалист по продвижению из DGC. Двенадцать песен с пленки Грола было выбрано для выпуска на собственном лейбле Грола Roswell Records, а дистрибуция проводилась через Capitol. Но Грол не хотел, чтобы Foo Fighters оставались сольным проектом, и разослал копии пленки другим музыкантам, в том числе Пэту Смиру, который с готовностью согласился играть в новой группе. 3 марта 1995 г. состоялся первый масштабный дебют Foo Fighters в клубе Satyricon в Портленде. В том же месяце Новоселич дебютировал со своей новой группой Sweet 75. Впервые группа выступила в качестве незаявленной группы на разогреве у TAD в клубе RKCNDY в Сиэтле (прямо через дорогу от Motor Sports International Garage). Второй концерт группы состоялся 20 апреля, деньги от него пошли в фонд "Артисты за свободную от ненависти Америку".

В октябре была опубликована первая книга Чарльза Питерсона "Кричащая жизнь: хроника музыки Сиэтла" (Screaming Life: A Chronicle of the Seattle Music Scene). Хотя фотографии Питерсона уже появлялись в ряде публикаций (в том числе в книге Come As You Are), здесь содержался более подробный взгляд на рок-сцену северо-запада с фотографиями различных групп. В книгу вошли фотографии почти со всех сессий Питерсона с Нирваной. Первые копии книги продавались с компакт-дисками из 9 треков, включая Negative Creep Нирваны. nirvanaone.ru

В 1996 г. официально вышло несколько концертных треков Нирваны, начиная с версии Radio Friendly Unit Shifter, вошедшей на благотворительный сборник Home Alive: The Art of Self-Defense, вышедший в январе. Альбом был назван в честь организации Home Alive, сформированной после убийства Мии Запаты. Они организовывали курсы самозащиты и привлекли общенациональное внимание благодаря участию рок-музыкантов Сиэтла, например группы 7 Year Bitch. Трек Radio Friendly Unit Shifter был взят с концерта 18 февраля 1994 г. в Гренобле, Франция.

В марте компания Mobile Fidelity Sound Lab выпустила Nevermind в виде золотого компакт-диска и на высококачественном виниле. Использование золота вместо алюминия для производства компакт-дисков делает их более устойчивыми к разрушению, а технология мастеринга, разработанная компанией, к тому же улучшает звук. По иронии судьбы, диск оказался в каталоге под номером "UDCD 666." "Ему достался именно этот номер!", - говорит Карен Томас, агент по рекламе компании Mobile Fidelity. - "Я пошла в отдел мастеринга, говорю ребятам, которые нумеруют релизы - вы шутите! Они сказали, что выпал именно этот номер". Еще более любопытна опечатка, которая появилась на обложке альбома. "Копию со всеми данными прислали с Geffen на диске, мы просто вставили его в компьютер, так что нам не надо было ничего перепечатывать", - говорит Томас. - "Вкладыш с диска вышел без проблем. А потом появляется пластинка, и на одной ее стороне написано: "Продюсеры: Бутч Виг и Virvana. Когда нам позвонили и сказали: "Вы что, решили пошутить? Вы в курсе, что тут ошибка?" - мы не имели ни малейшего понятия! Мы ведь даже ничего не перепечатывали. Не странно ли это? Нам даже не по себе стало". В январе 1997 г. компания Mobile Fidelity выпустила In Utero.

В мае на радио KNDD появилась альтернативная версия "Live Through This" Hole. На треке, записанном во время сессий Live Through This, поет Кобейн. Представитель DGC подтверждает, что Кобейн пел на "паре песен" во время записи, но настаивает, что этим его участие ограничилось. Радио KNDD получило запись из источника, близкого к группе; другие американские радиостанции записали трансляцию KNDD и стали сами выпускать ее в эфир.

Летом 1996 г. на лейбле Yoyo вышел сборник Yo Yo A Go Go с концертными треками с фестиваля 1994 г., в том числе песней группы Stinky Puffs "I Love You Anyway" с Гролом и Новоселичем. 1 октября 1996 г. вышел долгожданный концертный альбом Нирваны From the Muddy Banks of the Wishkah. Альбом стал третьим релизом Нирваны, вошедшим в чарты Биллборд под №1: продажи за первую неделю составили 158000 копий. Новоселич написал аннотацию. Альбом также вышел на двойном виниле (на четвертой стороне записана шутливая беседа с залом). Большая часть из 17 треков была взята с Nevermind-тура 1991 г., хотя было два трека 89 г., один - 92 г., три - 93 г. и один - 94 г. (треки выбирал Крист). Последняя дата в Seattle Center Arena 5 января 1994 г. указана неверно: концерты группы были 7 и 8 января.

В октябре на Sub Pop также вышел саундтрек Hype! к одноименному фильму с треком Нирваны Negative Creep. 5 ноября саундтрек вышел на виниловом бокс-сете с четырьмя синглами и постером. Трек Нирваны был на зеленом диске с "Return of the Rat" Wipers и концертной версией "Touch Me I'm Sick" Mudhoney. Документальный фильм Hype!, вышедший ограниченным тиражом, рассказывает об эволюции "музыки Сиэтла". Один из самых замечательных моментов фильма - исполнение Нирваной Teen Spirit в O.K. Hotel в апреле 1990 г. Включить этот фрагмент в фильм было удачным решением для режиссера Дуга Прея, т.к. у него не было возможности взять интервью у Нирваны. "Мы познакомились с Кристом где-то через год после начала проекта, он посмотрел видеоматериал", - говорит он. - "По-моему, он не знал, что делать. Потому что, честно говоря, я думаю, Курт не хотел бы иметь ничего общего с этим фильмом. Я не могу говорить за него, это только мои догадки: с чего бы ему в тот момент хотеть чего-то подобного? Не важно, правильно это или неправильно, хорошо или плохо, это всё ерунда. Он не хотел ничего подобного. Но поверьте мне, я отправил кучу писем и записочек через друзей и друзей друзей, пленки и всё, что только мог! Я хотел убедиться, что они по крайней мере увидят, что я пытаюсь сделать и поймут сущность этого. И если после этого они бы сказали нет, тогда ладно". Видеоматериал с исполнением Teen Spirit попал к режиссеру от жителя Сиэтла, который снимал концерт. "Хорошо, что в фильм вошли эти кадры, Курт там такой живой, и это здорово", - говорит Прей. - "Без них, до того, как у нас появился этот видеоматериал с Нирваной, было немного грустно, потому что у нас были только черно-белые кадры людей, говорящих о нем и оплакивающих его уход, его смерть. По-моему, здорово иметь что-то, пусть это всего пара минут, в чем была суть всего этого, где он просто играет".

В конце 1996 года вышло видео Teen Spirit: The Tribute to Kurt Cobain на PolyGram Video. Фильм длительностью один час чередует съемки Абердина и Сиэтла с интервью с журналистами, знакомыми группы и фанатами. Там нет концертного видеоматериала Нирваны, зато есть интервью с группой. Хоть и смонтированный наспех, фильм Teen Spirit все же предлагает интересный, пусть и краткий, обзор темы. На обложке изображены несколько снимков Чарльза Питерсона с фотосессии в январе 93 г. для журнала Advocate.

С выходом альбома Wishkah стали много говорить о том, что он станет последним релизом Нирваны. На самом деле есть еще треки, которые можно рассматривать для будущих релизов, но Джим Мерлис говорит, что в данный момент нет никаких планов что-то выпускать, добавляя: "Просто хочется быть уверенным в хорошем качестве того, что ты делаешь. Не хочется скрести по сусекам, выпускать вещи, которые группа не хотела обнародовать, например черновые демо. Есть некое наследие группы, и не хочется разрушать его". nirvanaone.ru

Разумеется, коллекционеры уже много лет растаскивают демо-записи и концертные релизы, и этот интерес простирается далеко за пределы музыки. В сентябре 1996 г. на аукционе "Rock & Reel '96" были выставлены не только такие предметы, как автографы Нирваны и пропуски в зону бэкстейдж, но и такие эфемерные вещи, как анкета для участия в промо-акции компании Publishers Clearinghouse, отправленная на имя Кобейна (имя написано неправильно - Covain), счет за медицинские услуги, пустой флакон от краски для волос, пустой пузырек ампициллина. Все предметы были проданы.

Спустя три года после смерти Курта Кобейна интерес к Нирване не угасает. Последний альбом группы From the Muddy Banks of the Wishkah, вышедший в октябре 1996 г., стал их четвертым альбомом, занявшим первую строчку чартов. Учитывая, с какой жадностью на рынке расхватывается всё, связанное с Нирваной, все-таки можно предположить, что будущие релизы группы не за горами.