Интервью с Джиллиан Гаар
Поделиться

:::: Интервью с Джиллиан Гаар
nirvanaclub.com

Джиллиан Гаар (Gillian G Gaar), журналист и автор книг о музыке, кино и популярной культуре. Среди поклонников Нирваны Гаар известна за ее подробную статью "Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana". Она долгое время была журналистом сиэтлского фэнзина Rocket и в данный момент помогает Кристу Новоселичу с готовящимся бокс-сетом.

NFC: Вы когда-нибудь видели Нирвану живьем, и если да, то как это было?

GGG: Первый раз я увидела их 26 августа 1989 г. в Сиэтле, на концерте в Центре современного искусства. SubPop проводил там концертный уикенд. Забавно то, что я не помню ничего о Нирване. Я помню Catbutt и Mudhoney, потому что видела их впервые. Еще более странно это было потому, что я только что сделала рецензию на альбом Bleach для журнала Rocket, эта рецензия вышла месяцам ранее. Я все думала, видела ли я еще их ранние выступления: если я не запомнила концерт в августе 89-го, может, я видела и другие концерты и тоже забыла про них? Кто знает? Я пыталась достать у промоутера билет на сиэтлский концерт на Хеллоуин 91, но не вышло. Я ужасно расстроилась, очень хотела посмотреть на них. На протяжении 92 года атмосфера в Сиэтле была, словно ты снова вернулся в школу, все крутили один и тот же саундтрек в своих квартирах - везде, куда бы ты ни пошел, ты слышал Nevermind, Dirt и Ten. Предполагалась, что Нирвана сыграет в августе в Seattle Center Coliseum, но этот концерт перенесли. Но одна альтернативная радиостанция проводила там вечеринку, и я приобрела постер Нирваны - подводный снимок троицы в бассейне. Ура! В следующем месяце, 11 сентября, они все-таки сыграли в Coliseum. У меня было зарезервировано место на трибуне, что меня более чем устраивало, не люблю толкаться впереди. Это был первый концерт Нирваны в Сиэтле после того, как они стали мегапопулярными, и был невероятный ажиотаж. Все были взбудоражены; это было похоже на грандиозный вечер встречи выпускников. Я не помню Fitz of Depression, я помню, что мне не понравились Helmet, всё о чем я думала - это Нирвана. Они не разочаровали. Было видно, что они рады вернуться домой, концерт прошел в расслабленной атмосфере, даже крушение оборудования в конце казалось игрой для них. Еще помню, что вся танцзона прыгала на протяжении всего концерта - я была очень рада, что не оказалась там. nirvanaone.ru

Потом я была на концерте 4 октября 1992 г. в Crocodile Cafe, секретном концерте, на котором Нирвана разогревала Mudhoney. Я узнала о нем, так как у меня было запланировано интервью с Кортни Лав. Она сказала мне и настоятельно просила никому не рассказывать, так что я не сказала ни одной живой душе. Я брала у нее интервью в тот день в отеле Сиэтла Four Seasons, вернулась домой поесть - и снова в центр, в клуб. Там была очередь, так что было очевидно, что никто не сохранил это в секрете! Я ждала снаружи с Пэтти Шэмел (барабанщицей Hole), пока не приехала Кортни, потом мы вместе зашли. Народу уже было битком, но люди, которых я видела на улице в очереди, тоже попали внутрь. Концерт был открыт для всех, это не было событием "для тех, кто в теме" или для тех, кто в списке гостей. Комната для группы (в клубе есть обеденная зона, бар и комната для групп) тоже была забита людьми, что неудивительно, но что я больше всего запомнила - это то, что народ особо не слэмился. Я стояла немного в стороне от сцены, чтобы меня не задавили, но люди были на удивление спокойны. Думаю, потому что мы все просто испытывали некое благоговение, что это вообще случилось, что эта группа, которую мы когда-то знали, теперь невероятно популярна, но ее снова можно увидеть в баре (вместимостью всего в пару сотен человек!) Группа была даже еще более расслаблена, почти небрежна. В какой-то момент Курт спросил, есть ли какие-то заявки, и Крист пошутил: "Сыграйте Teen Spirit!" Что они не сделали. Это было как почетный знак для нас, вроде мы слишком клевые, чтобы нуждаться в тин спиритах! Мне невероятно посчастливилось побывать на этом концерте, пожалуй, последнем концерте группы на небольшой площадке.

Следующий концерт был 6 августа 1993 г. в King Theater в Сиэтле. Это был благотворительный концерт, посвященный расследованию убийства Мии Запаты. Она пела в местной группе, ее убили в июле 93-го. Предполагалось, что хедлайнерами будут Tad. Но промоутер позвонил мне в день концерта и сказал, что попробует ангажировать Нирвану. Я сомневалась, что ему это удастся. Но удалось. Потом об этом объявили по радио, и я подумала, что соберется огромная толпа. Но этого не произошло. Помещение было бывшим кинотеатром, задняя часть зала слегка приподнята. Мы с друзьями сидели в первом ряду этого заднего сектора; мы знали, что народ в любом случае будет слэмиться у сцены, а так мы могли сидеть и при этом все видеть. Казалось, прошла вечность, прежде чем другие группы отыграли свои сеты, и даже после того как отыграли Tad, мы все еще не были уверены, что Нирвана появится. Может, они передумали или не смогли договориться - да мало ли что. Но да! Они выступили! Было очень весело. Во время Seasons in the Sun Курт пел низким монотонным голосом, а припев проорал так, что мы с моим другом просто покатились со смеху. Это самое яркое воспоминание. И разумеется, не было никакого Teen Spirit.

Следующее выступление было 15 ноября в Roseland. Лично я не большой фанат концертов 93-94 года. Не то что они были плохими - к тому времени профессионализм Нирваны достиг такого уровня, что вряд ли они могли сыграть плохой концерт - но по-моему, концерты в 90-91гг. были пиком живых выступлений для группы. Такое чувство, что в концертах 93-94 нет той эмоциональности. Этот концерт в частности был отличным, но не исключительным. Не улучшили положение и многочисленные присутствовавшие там проныры из шоу-бизнеса. У меня был пропуск в VIP-зону, которая представляла собой большой сектор с одной стороны театра, и она просто кишела людьми, которым очевидно было плевать на группу. Они были там, потому что это было "Крутое событие, на котором обязательно надо засветиться"; весь концерт они трепались друг с другом, ни разу не взглянув на сцену. После концерта я узнала, что у меня был вип-пропуск "второй категории", и мне надо подождать, пока люди с пропуском "первой категории" покинут зону бэкстейдж, прежде чем туда будут допущены люди второй категории. Но я предпочла сбежать с Лори Голдстон (виолончелистка, игравшая в турне 93 года, она и достала мне билет) и друзьями в ближайший бар, где, как я подозревала, мы проведем время лучше.

Несколько дней спустя я была на записи Unplugged 18 ноября, Лори Голдстон снова помогла с билетом. Я надеялась, что так как она приближена к группе, я смогу пройти пораньше, но нет, мне пришлось ждать в очереди со всеми. Наконец мы попали внутрь. Цветы, свечи и янтарный свет создавали очень осеннюю атмосферу, теплую и мерцающую. Оказалось, что сидячих мест уже нет. Потом я услышала, как кто-то сказал, что они из СМИ, и я примкнула к ним. Нам разрешили сидеть на ступеньках. Меня вполне устроило. Люди сомневались, что Нирвана потянет акустический концерт, не знаю почему, наверно логика была такая: они играют громко, так как же они могут играть тихо? У меня таких мыслей не было, понятно, что они профессиональные музыканты, так почему они не могут выступить акустически? Еще я думала, что запись займет много времени, потому что слышала, что обычно группам приходится исполнять песни по несколько раз. Дэйв Грол расхаживал по зрительской зоне с бутылкой пива, и атмосфера в целом была довольно спокойной, даже после того, как вышли остальные участники группы. Как вы уже знаете, весь концерт прошел без перерывов, каждая песня с одного дубля. Паузы между песнями были немного длиннее, чем на обычном концерте, но не намного. Я улыбнулась, когда Курт самоуничижительно представил первую песню About A Girl: "Это с нашего первого альбома. У большинства людей его нет", как будто думал, что мы не знаем эту песню. Мои любимые песни с концерта The Man Who Sold The World, Dumb и конечно Where Did You Sleep Last Night. А потом все закончилось. Так же спонтанно, как началось.

Потом была запись Live N Loud 13 декабря. Она проходила по адресу Pier 48, летом это станция для паромов, отправляющихся в Канаду. Это один из моих любимых концертов. Как вы знаете, Pearl Jam не играли свой сет, поэтому Нирвана смогла играть подольше, и они не ударили в грязь лицом. Я снова была в VIP-зоне, которая представляла собой возвышение, отделенное от остального зала. На этот раз я была впереди, так что если там и были селебритиз, я не слышала их треп. Группа явно наслаждалась собой, и это превратило концерт в настоящее веселье, так как ребята сами были в хорошем настроении. В конце, когда Курт разбил манекен и стал зазывать толпу на сцену, он напомнил мне безумного крысолова из сказки братьев Гримм, который, играя на своей дудочке, увел всех детей из города. Наверно, охранники были счастливы. Я надеялась, что ему все-таки удастся перекинуть гитару через потолочные балки. Великолепное шоу. nirvanaone.ru

Следующий, и последний концерт, который я видела, был 7 января в Seattle Center Arena. Pearl Jam выступили там три раза в предыдущем месяце; это был способ сыграть на небольшой площадке, но для такого же количества людей, как на большой, просто в несколько заходов. К тому времени я очень хорошо знала сетлист, и особых сюрпризов не было. Я знала, что многие были на обоих концертах (7 и 8 января), но подумала, что видела Нирвану достаточно за последние несколько месяцев, и не пошла на второй концерт. Теперь я об этом жалею. Я взяла с собой друга, он сомневался, что группа сможет по-прежнему справиться с этим; он думал, что слава могла довести их действия до автоматизма. Но после концерта он признался, что был очень впечатлен. И да - в этот раз они сыграли Teen Spirit!

NFC: Вау! Хорошо, какова была ваша реакция, когда вы узнали о смерти Курта? Вы видели, что с ним что-то происходит? Предвидели ли вы что-то подобное?

GGG: Нет, ничего такого я не замечала. Но потом я вспомнила, что плохие знаки начались еще с осени 93-го. Помните заголовок статьи в журнале Q от октября 93 года? "Героин, паранойя, ненависть, смерть… дела у Нирваны налаживаются". Конечно, это подразумевалось как ироническое замечание, но было ли это на самом деле смешно? Такого черного юмора было много в период выхода In Utero.

Я узнала о римской передозировке Курта 4 марта, по пути в редакцию. Увидела заголовок в газете. В офисе все практически не дышали, пока шли бесконечные часы и наконец не стало ясно, что трагедия миновала, по крайней мере пока. Но думаю, у всех в Сиэтле, кого интересовала группа, были тревожные чувства на протяжении следующих недель. Все ли в порядке с Куртом? Что вообще происходит?

8 апреля я снова была в редакции. Около 9:30 по радио объявили, что в доме Кобейнов обнаружено тело "белого мужчины 20-30 лет". За считанные секунды другие радиостанции подхватили новость, и в редакцию стали звонить люди. Даже моя мама позвонила, а она уж точно услышала об этом не по рок-радио; это показало, как быстро другие радиостанции начали передавать эту новость. Моя реакция была очень похожа на ту, когда я узнала о смерти Джона Леннона: я была в Лондоне, когда увидела заголовок в газете, и мгновенно начала соображать, как эта история может быть неправдой. Может, прессу дезинформировали? Или еще что-то… Наверняка какая-то ошибка. Так было и в этот раз. Молодой "белый мужчина"? Это мог быть кто угодно, не так ли? Это не обязательно должен быть Курт. Но конечно, в глубине души я знала, что это он, и это подтвердилось около полудня.

В свете римского инцидента смерть Курта была не таким сильным шоком. Словно мы прошли генеральную репетицию. Теперь мы все чувствовали себя беспомощными, и казалось, это происходило и с людьми, которые знали и работали с Куртом, с его фанатами, и с журналистами, которые имели с ним не такие близкие отношения. Одна и та же мысль: "Что теперь делать?" В редакции Rocket у нас не было времени думать об этом, потому что в тот день мы выходили в печать. Я должна была написать некролог для выпуска и пошла писать его домой, я точно не собиралась оставаться в офисе. Там царило полное безумие, телефон не замолкал, внутрь лезли операторы. Поэтому я пошла домой, включила Bleach и написала статью. Когда я возвращалась в офис, капал дождь, и наверно это звучит глупо, но я подумала "Город плачет".

В субботу была намечена ежегодная вечеринка Sub Pop. В воскресенье была всенощная.

Куда бы я ни пошла, кого бы ни встречала, у всех на лице было одно и то же потерянное выражение. Поговаривали об отмене вечеринки Sub Pop, но я рада, что они не отменили ее. Это очень помогало, все эти публичные мероприятия, где ты находился среди людей, испытывающих то же чувство утраты. Всенощная была странной, многие еще не оправились от потрясения. Когда транслировали обращение Кортни, даже журналисты стали плакать. Все казалось таким нереальным, ты был там, говорил с людьми, которых знаешь, но не покидало странное чувство отстраненности, как будто реальность происходящего не доходила до тебя.


:::: Источник: nirvanaclub.com
:::: Перевод: Ю-ла