:::: Правда о "Дубовом Гаайе". ::::

:::: Dedicated to Igor Stalker. Посявящается Игорю Сталкеру.
текст Андрея Грачёва

:::: a short video interview with exclusive Moscow psychedelic bass player Igor aka Stalker

Существует множество проявлений изначального единства. В постоянстве единства есть невероятное множество вариантов происходящего.

Посвящается Сталкеру:

Мое знакомство с Игорем Сталкером произошло гораздо позднее, чем я услышал его музыку. Сталкер, в 2001м году, был известен как участник московских психоделических коллективов: Aalien Pat Hollman и Министерства Психоделики. Он играл на всем и всегда, чаще всего все-таки на басу.

В 80е Игорь входил в состав музыкального сообщества Среднерусская Возвышенность. Позднее переиграл со всеми , кто у нас умеет играть live. Удивительный и божественный музыкант той самой высшей касты уровня: музыка ради музыки.

Первый раз я увидел его в 1999м году в клубе Бункер в составе Министерства Психоделики (единственный электронный коллектив, в котором Сталкер по-настоящему любил играть. Об этом он всегда говорил, "вообще электронную музыку не особо люблю, но люблю то, как в этой области работает Буцык".) Это было то самое Субстанционное Министерство со своим легендарным кибернетическим трансом! Сталкер, отвернувшийся от зала шамански подыгрывал на басу. Стиль его игры был вне сравнений. Он не солировал в классическом смысле, он играл подобно сиквенсору ледяными космическими звуками.

Вторая встреча произошла в том же году в районе метро Красные Ворота в 7м утра. Я, как обычно, в то время направлялся в институт на занятия и путь пролегал от Ленинградского вокзала через Орликов переулок в арку и во дворик - вверх по лестнице к метро. В то утро я увидел, что откуда-то знакомый мне человек играет рано утром псай блюз в таком неожиданном месте.

Поразило, что в то солнечное утро я услышал не какую-то песню из чьего-то репертуара, а чистый психоделический блюз. И шляпы c монетами там, возле Сталкера, не было - понятно,что в столь ранний час человек вышел играть на улицу не из-за денег. И это был хороший знак перед очередным зачетом по корейскому языку, который я в то утро предвкушал. Тогда я все очень хорошо написал и получил потрясающий заряд на несколько дней.

Впоследствии, мы встречались у Буцыка и Коли в легендарной квартире на Белорусской. И с тех пор я видел всегда одного и того же неугомонного, веселого и зажигательного человека. Он много шутил даже тогда, когда ни у кого уже не оставалось на это сил. И всегда играл красиво, душевно и психоделично. Мог сыграть так,что никто не мог потом угадать, на чем и как это было произведено. В этом они с Буцыком и сошлись.

Уличные концерты - особый шарм 2000-2002 годов. Ненароком можно было где-нибудь в подземном переходе встретить большую команду взрослых и именитых представителей андерграунда играющих и поющих там абсолютно космическую музыку. В этот момент Игорь, Сережа Боров, Ганс и другие артисты с удовольствием играли для города. То была Удивительная достопримечательность для вечно занятого какой-то чепухой города.

В то же время Игорь вместе с Гансом и Антоном Вовком записали пьесу "Прощай Портэ" по мотивам У. Берроуза и с потрясающими партиями Сталкера. Это происходило в районе метро Алексеевской на квартире его любимой Лены. Там часто устраивались джемы и сам Сталкер радовал всегда тем, что струны ненароком оказавшейся рядом акустики издавали такие непредсказуемые и смешные звуки, что он и все присутствующие начинали смеяться. Он играл артистично и с душой. Струны рвались не нарочно, а как надо.

Поддерживал и с удовольствием играл с Наталией Медведевой (проект НАТО) и Сережей Боровым до последних дней своих. Все те же персоны играли музыку потяжелее, а Наташа своим поразительным монументальным голосом исполняла поэзию под отменный гитарный noise rock. Когда Наталии не стало, Боров, Герасим (Мистерия Буфф - еще один первопроходец андерграунда - обладатель коллекции старых аналоговых синтезаторов) и Сталкер вновь стали выступать как НИЛ 62 (это импровизационный психоделический проект Борова, существовавший еще с середины 90х). Сохранилось множество грандиозных записей, подтверждающих это.

Период НАТО мне запомнился по вечерам у Ивана Лебедева и Кати Ермаковой на Комсомольской, где встречались редкие в наши странные дни люди и было очень всегда тепло и волшебно.

Там я запомнил один момент. Где-то около полуночи в кольцах сигаретного дыма, отстранившись от большинства Сережа и Наташа сидели в маленькой комнате, на табуретках, и слушали, как Сталкер изысканно и правильно играл на фортепиано, и это было уже тогда, когда вся большая порядком окосевшая компания (удивительно как в этой небольшой сталинской квартире вмещалось столь много шумных и прекрасных людей) пребывала в полнейшей эйфории.

В тот период 2000-2002 он подыгрывал и ненадолго реанимированным A.P.H. (правда группа называлась San Ieronimo Twins). Их оглушительный концерт в Третьем Пути летом 2000го года не только понравился, но снес в прямом смысле часть крыши клуба, (точнее часть пролета чердака обвалилась во время выступления). И в самый кульминационный момент все присутствовавшие (человек 70 было) впали в оцепенение от того, что вдруг оказались в полной темноте и тишине и стало трудно дышать от киллограмов скопившейся еще века с 19го пыли на чердаке легендарного здания на Пятницкой. К счастью, никто не пострадал, в том числе и клуб.

Серьезным ударом и действительным несчастием стала для Игоря утрата Лены в 2005м году. Я запомнил те дни. Это были как раз самые свинцовые московские дни, когда и без неприятностей как-то не приятно. И эта утрата на все оставшееся в этом мире время мучила и убивала великого музыканта. Он постоянно вспоминал о ней, видел ее призрак везде. Он любил ее и когда ее не стало - объезжал свое прежнее место жительства за километр.

Но оставался при этом веселым и активным человеком. Играл с Damo Suzuki из Can, выпустил две пластинки в Германии, записал с Буцыком и Катей Виккерс танцевальный супер-проект Тришка. Шутил и смотрел на жизнь философски. Продолжал заниматься археологией, которую он всем сердцем любил и изучал. Предпочитал скромную компанию друзей гнилому столичному гламуру и прочей бесполезной активности. Весь 2007й год мы встречались у Буцыка и Кати и говорили обо всем на свете много и долго. Незабываемые вечера в этой компании были пропитаны великой силой абсурда, философии, кино и постоянного музицирования. Во время выступления на Фабрике зимой 2007го года Сталкер познакомил меня со своим уже довольно взрослым сыном и сказал, что после всего, что было, сын - самая большая радость в его жизни.

Внезапный уход Сталкера - своего рода абсурд. Он упал с 8го этажа в Воскресение 13го апреля 2008го года, когда мыл окна своей квартиры. Незадолго до этого (недели за три) мы случайно встретились с ним и с Алексеем Чуланским на Чистых Прудах. Он говорил о том, что хочет сыграть в группе "с таким смешным названием Неизвестность" и предлагал помочь найти нам барабанщика. Собирался вновь поехать на юг - проникать в древние цивилизации.

Всем нам очень не хватает этого душевнейшего и безбашеннейшего человека. Ведь, это именно ему принадлежит легендарный запредельный космический смех в композиции "School Again" Aalien Pat Holman 1994. Если честно, я больше нигде не слышал, чтобы так масштабно и в тему смеялись.

Или еще - очаровательная запись Ясный Перец Бэнд 1995го года в Булгаковском сквоте. Ребята за один заход записали светлую и медленную гитарную психоделику в духе нью йоркской волны без напрягов и изнурительных репетиций. Серия амбиентов Театр Жидкого Эфира вообще улет полный. А ведь там тоже Сталкер солирует красиво особенно.

Я не ожидал, что вот так скоро и беспрецендентно из этого мира уйдет этот великий блюз артист.

::::