Эй
Джей Шнэк отечественному зрителю категорически незнаком. Однако
на просмотр его картины, случившийся в Москве, пошли все: тот
самый случай, когда название фильма говорит за него лучше, чем
имя режиссера. А фильм, собственно, называется «Курт Кобейн: о
сыне».
Журналист и продюсер, основатель компании «Феерические
фильмы Америки», Шнэк посвятил свое искусство музыкантам, сняв
несколько документальных фильмов о рокерах.
Теперешняя его работа просто обязана привлечь
внимание многочисленных поклонников Кобейна и ненавистников Кортни
Лав в нашей стране.
— Что для вас самого
значит Курт Кобейн? Вы были его поклонником?
— Да, конечно. Мы ровесники, поэтому моя юность как раз совпала
со взлетом «Нирваны». История Курта — это вообще очень американская
история.
— Как родилась идея фильма?
— Я познакомился с музыкальным критиком Майклом Азеррадом еще
на съемках своего первого фильма — «Гиганты: история двух Джонов».
А потом мы как-то встретились на каком-то званом ужине, и я спросил
его о Курте. Азеррад — автор книги о «Нирване», и он интервьюировал
Кобейна незадолго до его смерти. Он рассказал мне, что у него
дома хранятся кассеты с интервью, много-много часов живого голоса
человека, которого больше нет с нами. Мысль об этих кассетах долгое
время не выходила у меня из головы, наконец я спросил его, не
хочет ли он сделать фильм по этим интервью. Не по песням «Нирваны»
и не по сплетням в газетах — это одна из причин, почему мы вместо
треков «Нирваны» использовали песни любимых групп Курта… Курт
давал не так уж много интервью в своей жизни. Он не был настолько
публичным человеком. Его во многом воспринимают, исходя из тех
мифов, которые газеты создали вокруг него.
— Какова была основная
сложность, с которой вы столкнулись при съемках?
— Мы снимали в нескольких местах, каждое из которых было так или
иначе связано с Куртом. И люди защищали память о нем. Они слишком
привыкли к журналистам, которые из всего пытаются сделать сенсацию.
И наша задача была в том, чтобы убедить их: мы не хотим никак
спекулировать на тему смерти Кобейна, мы хотим показать его таким,
какой он был.
— А как на это отреагировала
Кортни Лав?
— Мы мало сталкивались, но в целом ее представители были не против.
У Майкла были права на эти кассеты, поэтому с юридической точки
зрения проблем не возникало. Главное, чем помогла Кортни, — она
дала всем знать, что не будет чинить нам препятствий, как многим
другим журналистам, поэтому многие, кто имел какое-то отношение
к Курту, были готовы с нами сотрудничать. Ее отношение, конечно,
тоже можно понять — слишком многие пытаются сделать из нее демона,
который погубил Кобейна, естественно, она защищается. Но мы не
пытались сделать ничего такого.
— Какова же была реакция
публики на премьере?
— Очень смешанная. Многие ждали совершенно другого фильма, хотели
услышать очередную версию о том, как погиб Курт, кто-то просто
шел послушать любимые песни. У нас же восторжествовал взвешенный
журналистский подход.
— А вы сами как фанат
Курта как реагировали на то, что слышали с пленок?
— Это было странно... Я слушал эти интервью и думал, что вот знакомый
голос — один мой приятель, его уже больше десяти лет нет с нами,
а вот другой, он тоже уже умер. Курт на этих кассетах кажется
таким близким, что забываешь, что он мертв. Я специально не хотел
использовать фотографии, чтобы люди не вспоминали об этом.
— Вы ведете известный
блог, посвященный документальному кино. Кто в вас первичен — критик
или режиссер?
— Режиссер, конечно. Я по характеру не критик. А в блоге я просто
пытаюсь рассказать людям о том, каким бывает документальное кино,
чтобы как-то его популяризировать. Люди слишком предвзято относятся
к этому жанру, ищут в нем какие-то скучные хроники. А на самом
деле именно в этом жанре режиссер может быть максимально близок
своему зрителю. В художественных фильмах всегда видишь некую условность,
некую маску, схематичность, приемы, с помощью которых актеры изображают
нужные эмоции. А документалистика всегда остается верна жизни,
не дорисовывая ее. К тому же это сейчас самый доступный вид кинематографа
— технический прогресс идет вперед, камеры становятся всё лучше
и мощней, и вот уже даже на любительскую камеру можно снять хорошие
кадры.
— Упрощение технического
вопроса и ведет к тому, что сейчас слишком много любительских
съемок, которые выдают за профессиональные.
— Именно затем и нужен мой блог — рассказать, чем отличается профессиональное
кино от любительского. Я делюсь с людьми своим пониманием мастерства,
это мой императив: важна не только тема, но и ее воплощение.
источник: Частный
Корреспондент