Наверх ↑
:::: Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana | История записей Нирваны ::::
Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana
История записей Нирваны








1988-1989
Bleach, первые сайд-проекты, сессии Music Source


 

В декабре 1988 г. начались сессии звукозаписи для первого альбома группы Bleach. Всего было шесть сессий: 24 декабря (пять часов), 29 декабря (пять часов), 30 декабря (пять часов), 31 декабря (4,5 часа), 14 января 1989 (пять часов) и 24 января (5,5 часов). Были записаны Blew, About a Girl, School, Negative Creep, Scoff, Swap Meet, Mr. Moustache и Sifting, все они вошли на Bleach. Песня Big Long Now также была записана во время этих сессий, но в итоге была вырезана с альбома. "В последний момент Курт решил, что на Bleach уже достаточно медленных, тяжелых вещей, и не захотел включать эту песню", - объясняет Эндино. Эндино также говорит, что минимум одна сессия, возможно 24 декабря, была посвящена экспериментам. "Они захотели настроить инструменты как можно ниже и попытаться записать так все песни", - вспоминает он. - "По-моему, у Курта были проблемы с голосом, и он хотел немного облегчить себе задачу. Ну разумеется, они здорово фальшивили, и звучало это не очень хорошо. Закончилось тем, что всё им жутко не понравилось, в другой день они вернулись и всё перезаписали! По-моему, единственное, что мы оставили в той тональности - это Blew. А всё остальное стерли!" Ну или почти всё: по крайней мере, Sifting, Blew и Mr. Moustache, записанные тогда, появились на бутлегах. Но общепринятой практикой было, как говорит Эндино: "Если что-то не получалось, мы просто записывали сверху более хорошую версию".

Хотя стержень альбома коренился в области гранжа, там были и признаки зарождающейся поп-эмоциональности группы, уже продемонстрированной на Love Buzz и Spank Thru: песня About a Girl начиналась мягким перебором струн вместо глухих барабанов или пронзительных воплей. "По-моему, Курт нервничал по поводу About a Girl, стоит ли включать ее в альбом", - говорит Эндино. - "При этом он очень настаивал на этом. Он сказал: "У меня есть песня, которая сильно отличается от других. Джек, просто сделай одолжение, она реально попсовая". Я сказал вроде: "Отлично, хорошо, как хочешь". Думаю, в какой-то момент они задались вопросом: боже, а в Sub Pop это вообще поймут? И мы решили: да какая разница! Это ваш альбом, пусть будет. И в Sub Pop ничего не сказали. На самом деле мне кажется, эта песня им очень понравилась. Джонатан - стопроцентный попсушник. А Брюсу все равно не особо понравился Bleach, по-моему, он решил, что он слишком хэви-металлический". nirvanaone.ru

Хотя Bleach стал хорошей стартовой площадкой для Нирваны, Эндино признается, что ему хотелось бы поработать с группой, когда у них было больше времени и денег. "Это здорово делать альбом быстро, но с другой стороны здорово, когда можно никуда не спешить", - говорит он. - "Иметь возможность сделать шаг назад и сказать: "Подождите-ка. Давайте попробуем другой звук ударных на этой песне. Почему бы не сыграть с другим усилителем гитары?" Такие вещи, которые невозможно сделать, когда у тебя один день на запись альбома. Тебе остается только установить микрофоны и приступить к делу. Именно поэтому на Bleach довольно однообразная гитара на всех песнях: у нас был один усилитель и один день на его запись. Мы записывались на 8 дорожках, но мы даже не использовали их все: обычно использовали шесть или семь. По сути, просто крутишь пленку. Именно это делает инди-рок привлекательным, но это также ограничивает его в чем-то".

После записи Bleach к группе присоединился Джейсон Эверман (в качестве второго гитариста) на время короткого тура по западному побережью. Эверман тоже был другом Дилана Карлсона, раньше играл в школьных группах с Ченнингом и тоже жил в детстве в Абердине. Хотя он не принимал участие в записи альбома, Эверман оплатил его запись ($606.17) и был указан на обложке как вторая гитара, а также был изображен на обложке альбома и на постере, вышедшем ограниченным тиражом вместе с несколькими копиями альбома. В итоге Эверман принял участие всего в одной сессии группы той весной в Evergreen State College, когда Нирвана записывала Do You Love Me для сборника каверов Kiss, который планировал выпустить сиэтлский инди-лейбл C/Z (на той же сессии была записана ранняя версия Dive).

Bleach вышел в продажу 15 июня. Одностраничный каталог Sub Pop гордо гласил: "Гипнотичная и праведная тяжелая музыка от поп-звезд из Олимпии (хотя по факту Кобейн был единственным участником, живущим в Олимпии). Они молоды, у них есть собственный фургон, и они сделают нас богатыми!" Первая тысяча копий вышла на белом виниле, следующие 2000 вышли с постером. В Великобритании альбом был выпущен в августе, первые 300 копий на белом виниле, следующие 2000 - на зеленом, позднее переиздавался в разных цветах. В Австралии первые 500 копий альбома вышли на синем виниле, слова "Nirvana" и "Bleach" на обложке написаны синим и желтым. Позже также выпускался в разных цветах. Выбрать снимок для обложки альбома было довольно проблематично. Фотосессию провела Элис Уилер, но результаты были неудовлетворительные. "Нирвана приехала ко мне днем", - говорит она, - "мы прошлись по улице и сделали несколько снимков, но они были не фонтан. Было довольно забавно, потому что Джейсон по сравнению с Куртом был похож на мистера Глэмбоя, Курт на большинстве снимков выглядел как-то размыто, мне они не особо понравились. И группе тоже. А я не хочу, чтобы у людей на обложке их альбома были фотографии, которые им не нравятся. Хотя Брюсу они очень понравились. Но ему-то, конечно, нравилась идея об этаких жутких провинциалах из Абердина. И мне кажется, это как-то обижало Курта. Но в конце концов, на обложку попала фотография Трейси, и по-моему, очень клевая". Мэрандер сделала этот снимок на концерте группы в галерее Reko/Muse в Олимпии; снимок для постера, сделанн Чарльзом Питерсоном - с концерта в HUB Ballroom в Вашингтонском университете 25 февраля 1989 г.

Американская версия альбома отличалась от британской тем, что на ней была Love Buzz, а на британской Big Cheese вместо нее. На американские компакт-диски вошли оба трека, а также еще один трек с "демо Дэйла" - Downer. В Великобритании компакт-диск Bleach изначально был таким же, как его виниловый эквивалент, более позднее издание содержит и Love Buzz, и Downer. Обновленные версии и компакт-дисков, и кассет были изданы в 1992 г. На вкладке компакт-диска использован еще один из снимков Питерсона с концерта в феврале 89 г. в дополнение к снимку с концерта 15 февраля 1990 г. в лос-анджелесском клубе Raji с внутренней стороны задней обложки. Floyd и Paper Cuts были взяты с "демо Дэйла", "потому что они были недовольны тем, как их играет Чед", - говорит Эндино. - "Дэйл довольно хорошо прописал барабанную партию для этих двух песен, он играл их лучше. А Чед хорошо справлялся с теми вещами, которые они написали уже с ним. У барабанщиков так всегда. Так что Чед сыграл весь новый материал, а эти две песни они очень хотели взять с версии Дэйла". Обе песни были повторно сведены для альбома, на Paper Cuts добавили бэк-вокал. Эндино также говорит, что изначально на альбоме была другая последовательность песен. "Группа позвонила мне и сказала: "Вот список", - говорит он. - "Пэвитт послушал его, и ему не понравилось. Он сказал: "Давайте изменим порядок, поставим Blew в начало, это вторым, а это третьим". Они снова мне позвонили и сказали: "Брюс хочет, чтобы мы переставили их, вот новый порядок". Так что мне пришлось склеивать всё по новой". Единственное, что Эндино помнит об изначальном порядке - что Floyd the Barber был первым треком. Дома в Абердине семья Кобейна следила за прогрессом группы. "Когда вышел Bleach, помню, я пошла навестить маму Курта", - говорит Мэри Эрл. - "Она включила альбом очень громко. На такой громкости он чуть не свел меня с ума, так что я практически ничего больше не запомнила о том конкретном разе!"

В этом же году Нирвана подписала контракт с Sub Pop. В то время соглашения с инди-лейблами на северо-западе скреплялись чаще всего устными обещаниями и рукопожатиями. Джесси Бернштейн был первым артистом Sub Pop, который потребовал контракт, и Нирвана вскоре последовала его примеру. Контракт был на один год - с 1 января по 31 декабря 1989 г. - с последующим продлением еще на два года. За этот период группа должна была предоставить три альбома и получить от лейбла 6000$ за первый год, 12000$ - за второй и 24000$ - за третий. Контракт был подписан всеми четырьмя участниками группы.

В июле во время первого американского тура Нирваны вышел первый сайд-проект с участником группы. Кобейн принял участие в записи сингла Scratch It Out/Bikini Twilight группы из Олимпии Go Team, который вышел на лейбле K Records. В Go Team был сменяющийся состав с двумя постоянными участниками - Келвином Джонсоном (основателем лейбла "К") и Тоби Вейл, которая позднее станет девушкой Кобейна (одна из основательниц группы Bikini Kill). Кобейн играл на гитаре. Вообще, Go Team планировали выпускать по синглу каждый месяц в 1989 г. "У нас была просто грандиозная идея - выпускать по одному каждый месяц", - рассказывает Кэндис Педерсон из "К". - "Но мы не успевали. А потом костяк группы распался, так что мы дотянули только до августа. Еще у нас был грандиозный замысел - упаковывать синглы в кулек с этикеткой, вроде дешевых конфет. Но после первого месяца - Боже, мы запечатывали их вручную, заполняли и прессовали пакеты - я сказала: "Это действительно отличная идея, но мы не сможем делать это 12 месяцев!" Просто это был очень трудоемкий проект. Но в идеале у нас было бы 12 синглов в клевой упаковке. В итоге мы сделали девять, но они действительно хорошие".

После американского тура Кобейн планировал еще один проект с Марком Лэнеганом, лидером Screaming Trees. "Марк и Курт подружились", - вспоминает Эндино. - "Думаю, они напились или накурились вместе, написали несколько песен и в душевном порыве заявили Джонатану: "Эй, мы хотим сделать совместный альбом! У нас даже название есть - Jury". Джонатан сказал: "Хорошо-хорошо, берите Джека и записывайте". В итоге они появились в студии и заявили: "Короче, мы забыли все песни. Мы же их не записывали! И я потерял свой блокнот со стихами"". В результате, всё, что осталось от сессий Jury (20 августа - 6 часов, 28 августа - 3,5 часа) - это две песни Лидбелли: Where Did You Sleep Last Night? и Ain't It a Shame. На Where Did You Sleep Лэнеган пел, Кобейн играл на гитаре, а Новоселич - на басу; на Ain't It a Shame Кобейн сменил Лэнегана на вокале, а Марк Пикерел из Screaming Trees играл на ударных. "Это планировалось как сингл Jury", - говорит Эндино. - "Но из этого так ничего и не вышло. А через какое-то время Лэнеган пришел и записал сольный альбом [The Winding Sheet] - и Where Did You Sleep Last Night в итоге вошла в этот альбом. А Ain't It a Shame остался пылиться где-то на полке. Эта версия, насколько я знаю, так и не появилась на бутлегах. Может, Sub Pop когда-нибудь выпустит ее". Кроме Where Did You Sleep, Кобейн внес свой вклад на альбом Winding Sheet в виде бэк-вокала на треке Down in the Dark.

Американский тур закончился тем, что Эверман покинул группу: Кобейн с Новоселичем говорили, что он был уволен, Эверман уверял, что ушел сам. Таким образом, когда группа появилась в студии, они снова были трио, к большому удивлению продюсера Стива Фиска. "Я предвкушал работу с квартетом, но они сказали, что Джейсон не будет участвовать в записи", - говорит он. - "В это время Джейсон в офисе Sub Pop говорил всем, что он по-прежнему в группе, хотя его там уже не было". В студии Music Source в Сиэтле группа собиралась записать материал для мини-альбома, который планировали выпустить для раскрутки приближающегося европейского тура. Но в итоге пластинку выпустили только после того, как тур был завершен. Фиск вспоминает, что сессии длились два вечера. "В той студии не работали с рок-музыкой в дневное время, разве что на выходных", - рассказывает он. - "Запись рок-материала начиналась в 6 вечера. По-моему, они заказывали три вечера, но мы, вроде бы, уложились в два. Мы записали всё основное, а потом думаю, вернулись на следующей неделе и сделали вокал, миксы и гитарные партии. Возможно, миксы были сделаны на третью ночь, но в любом случае это была очень дешевая сессия, на скорую руку". Хотя группа еще не интенсивно гастролировала, их привычка регулярно разбивать инструменты на концертах приводила к тому, что оборудование было не в лучшей форме. "Их оборудование разваливалось на части", - вспоминает Фиск. - "Фиберглассовые барабаны были разбиты и склеены изолентой. Басовый усилитель и колонки разворочены и фонили. Это было очень похоже на запись какой-то стремной группки со сломанным оборудованием, когда понимаешь: "Это звучало бы намного лучше, если бы у нас было то, то и то, но у нас есть только это". Так что вроде как отталкиваешься от того, что есть. Крис был выжат как лимон, так как весь день бегал по Олимпии в поисках места, где бы ему подрегулировали бас. И видимо подрегулировал его, но не зафиксировал! Поэтому звук большого усилителя был дерьмовым. И вообще, барабаны были какие-то не типичные: это особенность фиберглассовых барабанов. Они все звучат одинаково. К тому же Крис не раз проделывал свой коронный трюк, когда бас используется в качестве топора для разбивания барабанов, поэтому они были склеены просто тоннами изоленты". nirvanaone.ru

Группа работала над пятью песнями: Been a Son, Stain, Even in His Youth, Polly и Token Eastern Song. "Все песни записывались вместе", - говорит Фиск. - "Процесс шел не быстро: было сделано много дублей. Было какое-то небольшое напряжение, когда участники разговаривали друг с другом в перерывах. Я пытался как-то помочь, но на самом деле у меня не было никаких глобальных идей. Хотя если бы я объяснил, что не стоит так часто повторять 'fuck' в песне Stain, она могла бы стать хитом! Но тогда у меня просто не было той присущей продюсерам проницательности, чтобы сказать: "Курт, нельзя говорить "fuck" столько раз. Это просто не прокатит на радио". Been a Son, как мне не раз говорили, - самый распространенный среди бутлегеров трек Нирваны. Каждый бутлегер первым делом берет этот прекрасно записанный компакт-диск и просто делает его копию! Опознавательный знак песни - впечатляющее бас-соло в середине. Вместо гитарного соло там басовое соло, которое, пожалуй, вдвое громче самой песни, так что когда оно заканчивается, группа звучит как-то никчемно и глупо. Собственно над этим больше всего и работали. Они экспериментировали, пытаясь определить свои границы во всем. Так что я много переделывал и переставлял. И на самом деле было весело". После этой сессии стало понятно, что Нирвана прогрессирует в сторону еще более попсового звучания. "Они говорили о радио Toп-40 и звучании барабанов, насколько он соответствует радио Toп-40", - говорит Фиск. Been a Son и Stain были закончены и появились на мини-альбоме Blew. Остальные три песни остались недоделанными. "Думаю, мы и планировали закончить две, а остальные доделать позже, но руки так и не дошли", - говорит Фиск. - "Мы обсуждали возможность вместе поработать над их новым альбомом для Sub Pop. Но до этого было далеко. Джонатан предлагал им 10-12 тысяч на следующий альбом, а они тогда даже еще не решили, что собираются делать". На незавершенных песнях черновой вокал, и Фиск сомневается, что существуют какие-либо альтернативные версии. "Там пять песен на одной ленте", - говорит он. - "Полноценных кусков наверное, немного. Скорее обрезки. Денег не было. Песни были записаны на какой-то б/у пленке, которая валялась под рукой. Sub Pop был банкротом. Они хотели сделать всё как можно дешевле, так что все концы, которые можно было обрезать, мы обрезали. Вот так тогда всё делалось". Фиск также вспоминает более игривые моменты в студии. "Когда закончили Been a Son, Курт и Крис спросили, можно ли потанцевать на столах? Я говорю окей. В общем, они запрыгнули на один стол, я - на другой, и стали отжигать. Мы с Крисом доставали почти до потолка, а Чед был в соседней комнате, кажется, смотрел телевизор. Мы здорово повеселились под эту песню. Эх клево! Блин, это круто. Немногим довелось такое пережить. Сделать микс, залезть на стол и повалять дурака с Нирваной".

В октябре Нирвана отправилась в свой первый европейский тур с группой TAD. Во время тура они записали сет для радиопрограммы Джона Пила в Лондоне, исполнив Love Buzz, About a Girl, Polly и Spank Thru. В Хилверсуме (Голландия) они записали еще одну сессию для радио VPRO, исполнив About a Girl и Dive. В ноябре был выпущен первый трек Нирваны, не связанный с Sub Pop: Mexican Seafood, трек с "демо Дэйла", появился на сборнике Teriyaki Asthma, Vol. 1, вышедшем на лейбле C/Z. Владелец C/Z Дэниэл Хаус заинтересовался Нирваной, еще когда Эндино поставил ему "демо Дэйла" (Эндино и Хаус играли вместе в группе Skin Yard). "Мы с Джеком были в студии, и он сказал: "Дружище, ты должен услышать это. Ты не поверишь. Это потрясающая группа!" - вспоминает Хаус. - "Так что за ту неделю, пока они записывали свое первое демо, я узнал о них, получил пленку и влюбился в их музыку!" На некоторых ранних концертах в Сиэтле Нирвана выступала со Skin Yard. "Они были очень, очень застенчивые, ужасно неотесанные, нескладные", - говорит Хаус. - "Огромный, длинный, необъятный басист, которому казалось, было некомфортно в собственном теле, и этот застенчивый, хилый парень, который, казалось, боялся подойти слишком близко к микрофону, но при этом музыка была очень сильная". Хаус хотел предложить Нирване сотрудничество с C/Z, "но Джонатан так быстро на них набросился", говорит он. Тем не менее, он договорился с группой, чтобы та внесла свой вклад на трибьют-альбом группы Kiss, вышедший на C/Z, и попросил у них Mexican Seafood для сборника Teriyaki Asthma. Альбом, скорей всего, вышел лимитированным тиражом 1000-1500 копий.

Мини-альбом Blew стал следующим релизом Нирваны: в декабре он вышел (только в Великобритании) на 12-дюймовых пластинках и компакт-дисках. Песни на альбоме: Blew, Love Buzz, Been a Son и Stain, на обложке снова фотографии, сделанные Трейси Мэрандер.