Наверх ↑
:::: Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana | История записей Нирваны ::::
Verse Chorus Verse: The Recording History of Nirvana
История записей Нирваны








1990
Сессии на Smart Studios, дебют Дэйва Грола, переход на мейджор

 

2 и 3 января 1990 года Нирвана провела с Эндино в студии Reciprocal (7 и 3 часа соответственно). "Тогда они записали всего одну песню Sappy", - говорит он. - "Это был первый раз, когда я понял, что Курт может ошибаться. Всё, что он делал до этого, по-моему, было великолепно. Эта же песня казалась н е такой интересной. Но он был твердо намерен записать ее. Я говорил ему: "Нет, Курт, напиши еще песен!"" Вообще, Кобейн работал над несколькими новыми песнями, которые будут записаны той весной: тогда группа начала работать над тем, что по их мнению, должно было стать их вторым альбомом для Sub Pop. Одна из новых песен была исполнена, когда во время весенних каникул группа снимала четыре видео в Evergreen State College с командой из трех человек, включая Алекса Костельника, который написал об этом опыте. "Я показал Курту, как монтировать материал, который он записал с телевизора, чтобы использовать в качестве фоновых кадров в клипах. Наша зарплата? 40 долларов и пицца". Эти четыре песни: School, новая песня Lithium, Big Cheese и Floyd the Barber. Клипы по большому счету представляют собой видео выступления, "фоновый" видеоряд включает, среди прочего, фотографии Шона Кэссиди. Они никогда официально не издавались, но появились среди коллекционеров.

В феврале группа отправилась в короткий тур по западному побережью, а в апреле начался очередной американский тур. Первую неделю апреля перед туром группа провела в Мэдисоне, штат Висконсин, записываясь в студии Smart Studios с Бутчем Вигом. Виг раньше работал с несколькими группами с Sub Pop, и хотя он знал о Нирване, он признается: "Я не был без ума от Bleach, когда первый раз услышал его. Единственное, что мне действительно понравилось - это About a Girl. Самое забавное, что я помню, как Джонатан Поунмэн сказал: "Если бы ты увидел Нирвану здесь, в Сиэтле - это похоже на битломанию. И они станут такими же популярными, как Битлз!" А я подумал: ну да, конечно. Теперь я только и слышу что: "Эта группа станет следующей Нирваной!" И Виг, и группа считали, что записывают второй альбом Нирваны для Sub Pop. "Они оказались очень забавными и обаятельными, особенно Крис", - вспоминает Виг. - "Курт был ходячей загадкой. Сначала он был само очарование, а потом ни с того ни с сего становился ужасно капризным, садился в угол и ни с кем не разговаривал по 45 минут. Мне не пришлось вносить очень много настроек в их материал. Они уже играли большую часть песен и были довольно солидно подготовлены. Было видно, что Курт не вполне доволен тем, как играет Чед, потому что он постоянно подходил и стоял за установкой, показывая ему, как играть то и это".

В итоге группа записала, как минимум, семь песен: Dive, In Bloom, Polly, Pay to Play, Lithium, Immodium и Sappy, большинство из них были в репертуаре группы последние шесть месяцев. Как обычно, акцент был сделан на быструю запись. "Большинство записей, которые я делал для Sub Pop, мы делали за неделю", - говорит Виг. - "Запись, звуковая дорожка за 2-3 дня, потом наложения за пару дней, доделываем вокал и потом 2-3 дня сведение. Но у Курта были проблемы с голосом. Фактически, он мог спеть песню всего 1-2 раза, не считая спокойных песен вроде Polly. Всё остальное он пропевал 1-2 раза и больше не мог. Помню, нам пришлось взять один выходной в середине записи". Сами песни, несомненно, на тот момент были сильнейшими за всё время существования Нирваны. "Я считал их просто потрясающими", - говорит Виг. - "Песни были более сфокусированы на мелодии. В них по-прежнему было много от панка, но это были очень, очень цепляющие песни. В In Bloom невероятно навязчивый припев. И тексты Курта становились всё более загадочными. Ты не совсем понимал, о чем он поет, но знал, что о чем-то действительно важном. Его тексты казались мне просто изумительными. Он действительно прогрессировал. Еще я замечал много хуков, которые Крис создавал на бас-гитаре. Думаю, Курт в общем-то был не против, чтобы он придумывал свои партии. Это великолепные хуки". Виг также говорит, что на студии Smart группа записала кавер на песню группы Velvet Underground "Here She Comes Now", и возможно, именно эта версия появилась позже в том году на сборнике Heaven and Hell Vol. 1. Но он считает, что больше песен или черновых вариантов не было. "Если нам казалось, что дубль не стоит хранить, мы просто стирали его и делали новый", - говорит он. - "Я отправил пленки в Sub Pop, может, там есть что-то еще. Я не знаю, были ли у Курта другие законченные песни, так как он мне больше ничего тогда не играл". nirvanaone.ru

Группе пришлось отправиться в тур, прежде чем они смогли завершить альбом. "Думаю, изначально они планировали вернуться и доделать материал, или что я приеду в Сиэтл", - говорит Виг. - "Но в тот момент всё было под большим вопросом. Очень скоро после этого они начали переговоры с Geffen". Фактически, альбом, предназначавшийся для Sub Pop, теперь стал демо-записью, которую группа рассылала в ведущие лейблы в надежде получить новый контракт. Друзьям тоже достались копии пленки, Эндино вспоминает, что ему ее дали со словами: "Не говори Джонатану, что я дал тебе это!" Еще его позабавило повторное появление Sappy. "Там же не запоминающаяся мелодия", - настаивает он. - "Существует четыре версии этой песни: одна, сделанная со мной, еще одну они записали с Бутчем Вигом, еще одна с того компакт-диска (No Alternative, песня там переименована в Verse Chorus Verse) и еще акустическая версия, ходящая по сети. Понимаете, Курт просто никак не оставлял ее в покое!"

Во время тура группа сняла очередной клип - на In Bloom (записанную на Smart Studios). Видео позже появилось на сборнике клипов Sub Pop Video Network Program 1, вышедшем в 1991 г. К тому времени Ченнинг уже не играл в группе, а группа уже не была на Sub Pop. После весеннего американского тура Ченнинг был уволен, хотя, как и Эверман, он говорит, что ушел сам. Оценивая ситуацию, Эндино говорит: "Единственное, что приходит мне на ум, это что они избавились от Чеда скорее по причинам личного характера. Я всегда считал Дэйла Кровера блестящим барабанщиком, было довольно трудно кому-то другому занять его место. И когда Чед только присоединился к группе, ему пришлось немного попотеть: ему потребовалось время, чтобы войти в ритм. Когда я записывал сингл Love Buzz, Чед мне не очень понравился. Он бил не достаточно сильно, было трудно записывать его. Поэтому звук ударных на Love Buzz на самом деле не так уж хорош, мне пришлось изощряться с ним, чтобы заставить хоть как-то зазвучать. Чед едва касался барабанов. Ко времени записи Bleach он играл намного лучше, а к тому моменту, когда они записывали демо с Бутчем Вигом, я подумал, что он и впрямь играет очень, очень хорошо. А потом они взяли Дэйва. Если послушать демо с Чедом, играющим материал Nevermind, и сравнить его с Nevermind, можно заметить, что там абсолютно одинаковые барабанные партии. Парень довольно хорошо справлялся, когда они избавились от него. Но понятно, что Дэйв сам по себе невероятный барабанщик, поэтому что остается делать? Он был намного сильнее, чем почти любой другой".

В мае 1990 г. на Sub Pop вышел альбом Марка Лэнегана The Winding Sheet, первая тысяча копий на красном виниле.

Нирвана снова пригласила Дэйла Кровера в качестве барабанщика для участия в августовском туре по западному побережью, но записываться в студию взяли Дэна Питерса, ударника из Mudhoney. С пока еще туманными планами на второй альбом, Sub Pop хотел хотя бы выпустить очередной сингл Нирваны. Dive взяли с сессий с Вигом, а Sliver была записана 11 июля на студии Reciprocal. В тот день у Эндино уже шла сессия с группой TAD. "Позвонил Джонатан и стал умолять: "Мы хотим, чтобы Нирвана очень быстро записала одну-единственную песню, пока они в городе. Есть ли вариант использовать оборудование Tad?" А Тэд сказал что-то вроде: "Это наше время, мы вообще-то пытаемся тут что-то записать". Он немного вспылил по этому поводу. Я сказал: "Так, ребята идите-ка пообедайте. Уверен, мы уложимся в один час". Так что Нирвана просто взяла и воспользовалась их басом, гитарой и ударной установкой и всё сделала. Сделали два дубля Sliver. Только один был завершен. И они почти идентичны. А потом мы провели целый день (24 июля), переделывая вокал и, наверное, немного гитару и делая микс".

В августе второй трек Нирваны для лейбла C/Z "Do You Love Me" появился на трибьют-альбоме группы Kiss "Hard to Believe". Альбом существует в нескольких вариантах. Американский релиз - один альбом на виниле, позже выпущен на компакт-дисках и кассетах, включает четыре трека, не вошедших на другие версии (Skin Yard, Coffin Break, Hullabaloo и Melvins). Британский и европейский релизы - тоже один альбом, и австралийский - двойной альбом.

Дэн Питерс также был в составе Нирваны 22 сентября, когда группа выступала в Motor Sports International Garage в Сиэтле. Помещение не имело ничего общего с музыкальным клубом, это был настоящий гараж (с тех пор его снесли, и на его месте устроили открытую парковку). В тот же вечер выступали Derelicts, Dwarves и Melvins. Цветной снимок Чарльза Питерсона с этого концерта изображен на обратной стороне Incesticide. На концерте также присутствовала Элис Уилер. "Я была в зале, Дилан Карлсон нашел меня и провел за сцену", - говорит она. - "Курт сказал ему пойти поискать меня и попросил меня сделать фотографии!" nirvanaone.ru

Был на концерте и Дэйв Грол, который прилетел на прослушивание на место нового ударника Нирваны. Хотя тогда ему был всего 21 год, Грол уже имел впечатляющий музыкальный опыт. Он родился в 1969 г. в городке Уоррен, штат Огайо, детство провел в Спрингфилде, Виржиния, начал играть на гитаре примерно в 10 лет. Вскоре он сформировал дуэт H. G. Hancock Band с другом Лари Хинклом и начал записывать пленки. В 12 лет ему подарили на Рождество первую электрогитару, а летом 1984 г. в возрасте 15 лет он стал играть в своей первой группе Freak Baby. Грол познакомился с Барреттом Джонсом, когда Freak Baby записывали кассету на его студии Laundry Room Studios в Арлингтоне, Виржиния: студию назвали "Прачечной", потому что изначально она базировалась в прачечной отчего дома Джонса. Записанная там кассета продавалась в местных магазинчиках, а Грол и Джонс надолго подружились. "Я записывал практически каждую вторую группу, которую он слушал!" - говорит Джонс. - "Мы постоянно занимались музыкой вместе, когда он не гастролировал и не был занят чем-то еще". Однажды Грол даже играл на барабанах в группе Джонса. Смена состава Freak Baby привела к тому, что Грол перешел с гитары на ударные, после чего группа сменила свое название на Mission Impossible. Группа распалась летом 1985 г., их единственная выпущенная запись - сплит-сингл с Lunchmeat. Затем Грол сформировал группу Dain Bramage, которая записала один альбом I Scream Not Coming Down. "Ни одна из этих записей не была выпущена тиражом больше 500-1000 копий и, по большому счету, никогда не распространялась", - говорит Джонс. К весне 1987 г. Грол присоединился к хардкор группе из округа Вашингтон Scream. Он играл на четвертом альбоме группы No More Censorship, вышедшем в 1988 г. на лейбле RAS. Группа распалась в 1990 г. На протяжении этого времени Грол продолжал записывать сольный материал в Laundry Room, и постепенно его накопилось огромное количество.

Кобейн и Новоселич были в восторге от игры Грола в Scream и с распростертыми объятиями приняли его в Нирвану. Недолго погостив у Новоселича в Такоме, Грол переехал к Кобейну, который по-прежнему жил в Олимпии. Во время эфира на радио KAOS спустя неделю после концерта в Motorsports Кобейн объявил, что Грол - новый барабанщик Нирваны, при этом Питерсу еще не сообщили о том, что он больше не состоит в группе. Кобейн также исполнил в эфире несколько акустических песен, включая Lithium и Opinion.

Сингл Sliver/Dive был выпущен в сентябре, первые 3000 копий на синем виниле, переиздавался в нескольких цветах. В январе 1991 г. Sliver вышел в Великобритании в разных форматах. Самый редкий - оригинальная 7-дюймовка в конверте с карманами, первые 2000 экземпляров на зеленом виниле. На второй стороне 12-дюймового сингла - концертная версия About a Girl, а на компакт-диске - концертные версии About a Girl и Spank Thru. На обложке - еще один снимок Чарльза Питерсона с концерта в клубе Raji в феврале 1990 г. На стороне А в конце песни добавлен телефонный разговор между Джонатаном Поунмэном и пьяным Новоселичем, записанный на автоответчик Новоселича.

Очередной трек Нирваны появился в октябре - Here She Comes Now на трибьют-альбоме Velvet Underground Heaven and Hell Vol. 1, вышедшем в Великобритании на виниле, кассетах и компакт-дисках. В США альбом вышел в следующем году, а трек Нирваны был выпущен в виде сплит-сингла с Melvins на виниле семи разных цветов. В Великобритании компакт-диск был переиздан в 1994 году под другим названием Fifteen Minutes: A Tribute to the Velvet Underground.

Той осенью Нирвана отправилась на гастроли в Великобританию второй раз, и впервые с Гролом. Они записали еще одну сессию с Джоном Пилом, интересную тем, что сет полностью состоял из каверов: Wipers "D-7," Devo "Turnaround", Vaselines "Molly's Lips" и "Son of a Gun". 1 января 1991 группа снова была в студии Music Source, впервые записывая новый материал с Гролом - Aneurysm (знаменитый одним из самых душераздирающих криков Кобейна), также перезаписали Even in His Youth. Еще в ноябре 1990 г. Нирвана заключила договор с управляющей компанией Gold Mountain и теперь готовилась подписать контракт с лейблом DGC. Но так как он будет подписан только 30 апреля 1991 г., Нирвана фактически еще была подписана на Sub Pop во время январской сессии 91 года. В любом случае, сессия на Music Source была их личным побуждением. "Это было не для Sub Pop или еще кого-то", - утверждает Стив Фиск. - "Просто повозились в студии с Крейгом (Монтгомери), их звукоинженером, который дружил с Брайаном, работавшим на Music Source. Помните, сколько денег тогда должен был всем Sub Pop? Так что Нирвана решила сама о себе позаботиться". Кроме двух законченных треков, по мнению Фиска, мог быть записан и другой материал. "Было много вещей с черновым вокалом, на которых Курт просто дурачился", - говорит он. - "Брайан как-то сказал мне, что там было много материала с In Utero. Это меня удивило. Но может быть, я неправильно его понял. Извиняюсь, дорогие читатели! Думаю, часть записей Нирваны потерялась при переезде. Я помог спасти записи, которые делал для Sub Pop, но это было задолго до того, как студия закрылась. Это была очень быстрая запись: наверное, за выходные или один выходной".

Вдобавок к отступным в размере 75000$, Sub Pop также получал от DGC процент с первых двух альбомов Нирваны (позднее в соглашение был включен Incesticide) и возможность указывать свой логотип на альбомах DGC, они также имели право выпустить еще один сингл Нирваны. Как и первый сингл для лейбла, Molly's Lips был очередным релизом в рамках "Клуба синглов Sub Pop", вышел в январе 1991 г., первые 4000 копий на зеленом виниле, остальные 3500 копий - на черном. На конверте изображен очередной снимок Чарльза Питерсона с последней официальной сессии с Чедом Ченнингом - хороший выбор, если учесть, что Molly's Lips была взята с концерта в Портленде весной 1990 г., когда Ченнинг еще был в группе. На дорожке пластинки выгравировано слово "Пока".