::::
Интервью с Дэйвом Гролом для журнала
MOJO.
(MOJO Январь, 2010 / 194)
12 января, 1992 год: Нью-Йорк. Кортни Лав просыпается
одна в постели отеля Omni. Сейчас 7 утра и она озадаченно вглядывается
в темноту в поисках своего жениха Курта Кобейна. Прошлой ночью группа
Кобейна Nirvana была на культовом американском тв-шоу Saturday Night
Live. А сегодня днём, немного позже, они получат подтверждение того,
что их альбом “Nevermind” выбил альбом Майкла Джексона “Dangerous”
с верхушки чартов Billboard. Трио из Сиэтла официально самая популярная
группа в Америке. Но прямо сейчас Кобейн лежит на полу своего номера
в отеле, уткнувшись лицом в пол, очевидно бездыханный. Этой ночью
фронтмен Nirvana вколол себе слишком большую дозу героина. Оставаясь
на удивление хладнокровной, Лав пытается привести в сознание своего
любимого — она брызгает водой на распростертое тело и неоднократно
с усилием надавливает Кобейну на грудь, до тех пор пока не слышит
сдавленное дыхание. Её действия спасли Курту жизнь.
Дэйв Грол, игравший в группе вместе с Кобейном,
не знал об этом случае, до тех пор, пока не вернулся в Сиэтл. «Было
много подобных... инцидентов, о которых ты просто узнавал в последствии,
— медленно говорит Грол. — Странным образом, это просто стало чем-то...
с чем никто не знал что делать. Если Вам когда-либо доводилось знать
кого-то, кто боролся с чем-то подобным [огромная пауза] Вы знаете,
что с этим невозможно ничего сделать...».
Кобейн уже употреблял героин, когда Грол переехал
жить к нему в квартиру по адресу 114 North Pear Street, Олимпия, осенью
1990 года. У ударника, в новом городе голова пошла кругом, с новыми
соседями и группой, он был абсолютно потерян. «Я ничего не знал о
героине, — пожимает плечами он. — Я знал всё лишь о кокаине. Мой наркотический
опыт ограничивался тяжёлыми галлюциногенами и горами травы. Я никогда
не употреблял кокаин, я никогда не употреблял героин, я не нуждался
в чёртовых спидах... И в Виргинии, ни у кого из нас, в любом случае,
не было грёбаных денег покупать наркоту».
У Грола были собственные проблемы, с которыми ему
приходилось иметь дело. Он чувствовал себя потерянным и одиноким:
«Я был предоставлен самому себе, с компанией незнакомцев, которые,
честно говоря, были очень странными», — но осознание того, что новые
песни трио имеют неплохой успех в мелких клубах Такомы придавало уверенного
спокойствия. На Рождество драммер вернулся домой в Вергинию, и бросился
в Dischord House увидеть Яна Маккея. У него была черновая запись нового
материала, над которым работала Nirvana, включая трек озаглавленный
“Smells Like Teen Spirit”. «Я сказал: Wow! Это чертовки хорошая песня,
она будет действительно популярна», — вспоминает Маккей.
Тем временем Nirvana появилась на Saturday Night
Live, продажи альбома “Nevermind” превысили отметку в 2 миллиона копий.
И для Грола началось падение в «торнадо помешательства». «Мы были
всё теми же людьми, — вздыхает он, — но всё вокруг нас изменилось.
Я был счастливчиком, я мог покинуть любое шоу и исчезнуть. Но Курт
этой роскоши был лишён».
Все, дававшие интервью для этой истории, те, кто
знал Nirvana до их головокружительного взлёта — Ян Маккей, Джош Хомм,
Пэт Смир и давний друг Грола, продюсер и ударный техник Барретт Джонс,
все они — особенно отмечают то, что, по-большей части, быть рядом
с группой в то время было действительно весело, это было захватывающее
время для всех: «Некоторое напряжение явно присутствовало, — соглашается
Джонс, — но когда смотришь на это изнутри, ты не замечаешь всех этих
диких вещей, на которых так любит фокусировать внимание пресса».
Но со стороны, происходившее в Nirvana вовсе не
казалось весёлым. Пресса Великобритании была одержима группой, привлекаемая
скандалами, присущими чрезвычайно успешным панк-рокерам и, в особенности,
отношениями Кобейна и Лав. По меньшей мере на протяжении двух лет
каждый шаг, каждое слово «золотой пары» гранжа обсуждались с серьёзностью,
которая теперь, оглядываясь в прошлое, кажется просто смешной.
«Что
вам приходит на ум, когда вы вспоминаете Курта?» — риторически спрашивает
Грол. — Вы вспоминаете рок-звезду, которая покончила с собой, из-за
чувства вины перед тем, что он был рок-звездой. Когда я вспоминаю
Курта, я вспоминаю как он смеялся, или как любил АВВА, или как сказал
мне: «Боже, я мечтаю что я бы надел штаны потеплей». Он был человеком,
славным парнем и, может быть это весьма выборочные воспоминания, но
я не хочу думать о нём, как о задумчивом, суицидальном гении. Но я
понимаю, из чего создаются легенды».
«Читая интервью Джона Леннона, видишь сколько в
нём было внутренних конфликтов, он словно тугой клубок противоречий,
он искал и часто был сбит с толку; страстный и гениальный», — продолжает
Грол, — И это очень напоминает мне Курта. Пожалуйста, только не пишите
будто бы я сказал что он был музыкантом вроде Леннона, но есть некоторое
сходство между двумя этими личностями, которые созданы для противоречий
и их действительно очень трудно понять. Хотел ли Курт считаться самым
великим сочинителем песен в мире? Я думаю да. Был ли он невозмутим
по отношению ко всему, что это сопровождает? Нет. Удерживало ли его
это от написания песен? Нет. В конце концов, если ты не хочешь что-то
делать, не делай этого».nirvanaone.ru
«Одна из моих любимых строчек из песен Nirvana
— чертовски мрачная, я не предавал ей значения, до тех пор пока не
услышал её однажды, сидя у себя дома в Сиэтле и слушая первый микс
“In Utero” Яна Маккея — это строчка из песни “Scentless Apprentice”,
где Курт поёт “You can’t fire me because I quit” [Ты не можешь уволить
меня, потому что я ухожу]. Если какая-нибудь строчка из песни и производит
на меня действительно гнетущее впечатление, так вот именно эта. Может
быть все эти вещи, которые люди писали о нём, указывали ему на угол,
из которого ему было не выбраться».
Когда Грол говорит о Кобейне в последний год Nirvana
его мимика, движения и речь меняются. Уверенность исчезает из его
голоса, и воспоминания становятся сбивчивыми. Он сползает вниз на
софе и принимает почти горизонтальное положение, обхватывает руками
лицо, в его глазах слёзы. В типичной для Грола манере, он позже смеётся
над этим — «Поверить не могу, у нас тут только что был момент Опры»
— но всё же очевидно, что и спустя годы, некоторые воспоминания по-прежнему
сдирают кожу.
После “In Utero”, ты предполагал что выйдет следующий
альбом Nirvana? «Честно? Нет. 1994 был плохим годом. Весь тот год
словно смазан для меня, настолько сломлен я был. Уже в то время, когда
мы были в Германии в Европейском туре, Курт не хотел здесь больше
быть. И этот тур был временем, когда у меня впервые случилась депрессия,
знаешь, не-могу-вылезти-из-этой-чёртовой-кровати депрессия. Затем
Курт умышленно сорвал голос и мы все смогли поехать домой. Наконец-то
вернувшись, я свалился в полном упадке сил, а затем в 5 часов утра
был разбужен внезапным телефонным звонком: “Парень, включи CNN...”
И я увидел Курта, в Риме, и... когда я узнал [шепчет]... Нет, достаточно...».
Было 4 марта, 1994, и Кобейн был в коме, после
того как проглотил 60 таблеток Рогипнола. «Итак я увидел это и подумал
что-то вроде: Какого блять чёрта? А потом кто-то позвонил мне и сказал
что он умер и я пропал. Я просто пропал. А потом кто-то перезвонил
снова и сказал, “Ох, нет, он не умер”. Это было безумием и хаосом».
«Когда Курт вернулся домой, мы говорили по телефону
и я не сказал ему, что кто-то сказал мне будто бы он умер, я сказал,
что я был ужасно напуган и очень беспокоился. А он извинялся, вроде:
“Мне так жаль, была вечеринка и я напился и не уследил за тем что
делаю”. Я сказал: “Слушай, я не думаю что ты должен умереть за это!”
А потом, ну, потом, ты знаешь что произошло...».
Когда случился следующий звонок, у тебя не появилось
чувства, что это снова ложная тревога? «Когда он действительно умер?
У меня не было абсолютно никакх эмоций. Я и подумать не мог, что когда
я испытаю потрясение, я просто впаду в ступор. Я, помню, старался
заставить себя плакать и не мог”.
«Для меня трудно просто даже говорить об этом,
— признаёт Грол. — Никто и приблизительно не знает, сколько грёбаного
дерьма нам выпало. Мне это надоело ещё до того как мы потеряли Курта,
Крис и я оба пережили сполна. Возможно с этой точки зрения это было
время для всех уйти от этого. Но... этого, конечно, не произошло».
Сочетание серьёзных рифов рока с поп-мелодиями
стало торговой маркой Foo Fighters с первого дня. Примечательно что,
песни, вошедшие в одноимённый дебютный альбом группы, были записаны
Гролом в одиночестве (в сопровождении одной только гитары Грега Дулли
из Afghan Whigs) всего за пять дней, но копил, делая демо-записи,
он эти треки на протяжении нескольких лет: все, кроме трёх песен,
были написаны до самоубийства Кобейна. Более того, он играл Курту
демо-версию “Alone + Easy Target” ещё в далёком декабре 1991 года.
«Курт тогда остановился в отеле в Сиэтле, так как к тому времени переехал
в Лос-Анжелес», — вспоминает Грол. — Я сказал ему что записал несколько
песен и он сказал «О, я хочу послушать, принеси их...». Он сидел в
ванной, с плейером, слушал песни, и когда кассета закончилась, он
снял наушники, поцеловал меня и сказал «Ох, наконец-то, я не буду
единственным автором песен в группе!» Я сказал: «Нет, нет, нет, думаю
мы обойдёмся только твоими песнями».
«Пэт Смир позже сказал мне, что Курту понравилась
песня “Exhausted”, и он хотел чтобы Nirvana ею занялась, но он не
хотел спрашивать меня может ли он изменить текст. Если бы он только
спросил, я бы ответил: “Безусловно”. Было бы изумительно, иметь этот
прекрасный голос в одной из моих песен. В первом альбоме Foo Fighters
многие вещи о том, что произошло с Куртом, — признаёт Грол. — Но я
сознательно писал бессмысленные тексты: мне было слишком много что
сказать».
::::
Источник: Live
Nirvana! Forums
::::
Перевод: Alice специально для www.NirvanaOne.ru