Когда дело касалось создания шума из ничего кроме
как гитары, Курт Кобейн был гением. Действительно, по моему скромному
мнению, единственным человеком, что я видел, который делал ЛУЧШИЕ
шумы, был, возможно, Thurston Moore из Sonic Youth.
Невозможно в точности повторить множество звуков,
которые создавал Курт (например, Endless Nameless, Radio Friendly
Unit Shifter, Gallons…), ибо многие из них были просто импровизацией.
Возможно, поэтому данная статья будет лучше, чем готовые/опубликованные
табы… В них пытаются записать табами такие шумы, как outro (непереводимо
– антоним intro) в RadioFUS или соло в Scentless Apprentice, а ужасно
раздражает, когда играешь так, как написано, и все равно ни черта
не получается. Мое решение этой проблемы: создай свой собственный
feedback.
Feedback
Как ты знаешь (или не знаешь) feedback – это такой
звенящий звук, появляющейся, когда ты играешь либо с очень большой
громкостью, либо слишком близко к усилителю/колонкам, либо оставляешь
свою гитару рядом с включенным усилителем. Этому есть какое-то научное
объяснение – ну типа вибрируют катушки в звукоснимателе или что-то
в этом духе (кое-что написано об этом в том выпуске Guitar World,
где была статья “In deep” о Курте. Если у кого-нибудь есть копия этого
выпуска, буду благодарен, если мне объяснят научно, откуда берется
feedback). В любом случае, он появляется тогда, когда ты этого не
хочешь, а когда тебе НАДО, то ты с пуд говна съешь прежде, чем у тебя
получится! Есть несколько приемов, которыми я пользуюсь, чтобы достичь
приличного feedback’a (дальше – шума). Один из них – двойной или одинарный
bend. Оказывается, когда ты дважды загибаешь Е или В (верхние две
струны) в любом месте выше 10-го лада (как в Endless Nameless), то
получится громкий и звенящий звук, а если повезет, то и эхо.
Другой способ – это harmonics. Обычно шум появляется,
когда делаешь harmonics на на ладах 3, 4, 5 и 9. Иногда, в зависимости
от типа твоей гитары, ты можешь снимать гармоники над звукоснимателем.
И если у тебя таки получилось это сделать, продолжай в том же духе,
ибо ничего более высокотонального получить невозможно! Один метод,
подсмотренный мной у Курта во время одного из его концертов (можешь
сам в этом убедиться, посмотрев начало Breed на видео MTV Live and
Loud), гораздо более эффективный – это tapping с обратной стороны
грифа. Следующий метод заключается в том, что вы медиатором или пальцами
стучите по грифу напротив первого или второго лада. Другой прием,
используемый в Oh the guilt, это пощипывание струн над колком. Это
создаcт различные высокие звоны, которые затем превратятся в потрясающий
шум. Однако по струнам нужно ударять чем-то действительно жестким/твердым,
иначе звук просто-напросто не возникнет.
Если ты хочешь использовать естественный подход
к решению данного вопроса, просто прибавь звук своей электрогитары!
В конечном счете, она начнет позванивать, и если ты будешь махать
своей гитарой в разные стороны (ну это, конечно, образно…), высота
будет меняться. Если ты удачливый малый, ты можешь даже перебивать
радиостанции таким методом!
И помни, как и в случае с любым производящим шум
методом, он сработает лучше, если ты стоишь близко к своему усилителю,
используешь большую громкость и максимальный дисторшн. Существуют
всевозможные другие производящие шумы приемы… их так много, что листов
не хватит описывать! Однако два из них нельзя проигнорировать – это
whammy bar (рычаг) и щипание или царапанье/скобление.
Рычаг, царапанье и другие заморочки
The whammy bar – вероятно, наиболее действенная
штука для извлечения шумов, и чтобы убедиться в том, что в хороших
руках она много чего может наделать, просто посмотри любое живое выступление
Sonic Youth. Что это? Это рычаг, приложенный к деке гитары, который,
понижаясь сам, понижает и высоту звучания струн поднятием подставки.
Ты можешь услышать такую фигню в конце Stay away, где Курт понижает
звучание струн до самого предела, затем повышает его, а потом опять
понижает – снова и снова. Однако, понижение высоты звучания струн
– это единственный толк от The whammy bar, ну плюс его еще можно использовать
для создания преувеличенных вибраций и других подобных шумов. Нет
особой заморочки во всем, что я могу сказать по поводу того, КАК использовать
этот метод, ибо метод этот абсолютно не сложный (всего лишь два положения…
вверх и вниз, КУДА ЖЕ ПРОЩЕ???). Тебе надо просто подурачиться немножко,
и ты подружишься с этим приемом и шумами, которые он помогает получить
– и скоро ты сможешь сам получать вполне достойные шумы.
Метод щипания и царапания тоже очень недооценен
– почему-то считается, что он может создать только один вид шумов.
На самом деле, есть множество звуков, которые ты можешь извлечь с
помощью этого приема, помимо простого скобления/царапания низких струн
– Е или А – с получением все того же прежнего банального звука. Кто-то,
например, царапает/скоблит/скребет (не смейся!..) гораздо выше звукоснимателя
(как Курт в конце Heart-shaped box), получая более высокие звуки.
А кто-то использует тот же самый метод “сверху донизу”, но уже на
высоких струнах (В и высокой Е). Ну, в крайнем случае, ты можешь просто
скрести/скоблить все струны подряд над звукоснимателем; яркий пример
– опять-таки Sonic Youth. Это еще один способ, с которым нужно экспериментировать
так, чтобы в конечном итоге ты сам смог воспроизводить те звуки, которые
тебе хочется.
Конечно же, существует еще множество других методов,
использованных Куртом, в которые я даже не буду вдаваться, в основном
из-за того, что мои знания о шумах и их производстве просто ничтожны
в сравнении с Его знаниями. Однако надеюсь, что все вышенаписанное
сможет послужить для тебя своего рода руководством, чтобы ты мог извлекать
из своей гитары такие же шумы! Ну или хоть какие-нибудь...
Некоторые методы извлечения звуков, которые
иcпользовал Курт
Bend
Когда вы видите букву b или значок "^",
прижмите струну на указанном ладу, ударьте по ней медиатором, после
этого изогните струну тем же пальцем, который ее прижимает. Изогнув
струну, вы повысите тональность первоначально взятой ноты.
Пример:
B|----11^----| Изогните 2-ю струну на 11-м ладу.
Можно встретить такую надпись bf. Bf - значит bend
full, то есть следует изогнуть струну до отказа.
1/2 означает, что вы делаете bend на пол-шага,
то есть получается тональность следующего лада. Не знаю, поймете ли
вы что-нибудь из этого обьяснения, лучше приведу пример.
|----8b1/2----| Прижимаете 8-й лад, после чего
делаете bend таким образом, чтобы получилась тональность 9-го лада.
Если после b стоит буква r, это значит, что струну
следует вернуть в первоначальное положение, не касаясь ее медиатором.
Таким образом если вы видите |----5bfr----|, то прижимаете 5-й лад,
ударяете по струне, потом сразу же изгибаете струну насколько это
возможно и возвращаете ее обратно. Если буквы r нет, то после изгиба
струны, не возвращайте ее назад, а просто отпустите.
Иногда после буквы b, в скобках указан номер лада,
тональность которого следует получить, сделав bend.
Пример: |----11b(14)r----|
Лучший совет, который я могу вам здесь дать - слушайте
запись и добивайтесь сходства.
Есть еще такая штука как pre-bend или ghost bend,
это когда вы сначала изгибаете струну, а потом ударяете по ней. Встречается
ghost bend не часто.
Slide
Slide переводится как скольжение. Название говорит
само за себя. Ставите палец на один лад, ударяете по этой струне и
сразу же перемещаете палец, на другой лад, не отрывая его от струны.
Обозначается этот прием знаками / и \ (slash и back-slash) и иногда
над ними стоит буква s.
Пример:
s
|----8/10----| Slide с 8-го лада на десятый.
s
|----10\8----| Slide с 10-го лада на восьмой.
Если два слайда идут один за другим, то ударяете
по струне только один раз, перед первым.
s s
|----8/10\8----|
Если начальная точка слайда не указана (|----/14----|),
то вам придется определять ее на слух. Тоже самое, если не указана
конечная
(|----5\----|).
Hammer-On
Суть этого приема в следующем: один палец (указательный
или средний) ставится на один лад, медиатором ударяют по струне, а
потом второй палец (средний или безымянный) ударяет по второму ладу.
Как всегда проще привести пример.
h
|----2^3----| Ставите указательный палец на второй лад, ударяете по
струне, а потом сразу же средним пальцем бьете по
третьему ладу, не уберая указательный.
Hammer-On можно перевести как "стукнуть молотком".
Название хорошо передает суть приема. Вы именно ударяете пальцем по
струне. Как вы уже могли понять из примера этот прием обозначается
знаком ^. Иногда, чтобы новичок не ошибся, наверху ставится буква
h.
h h
|----2^3^4----|
В этом примере и в подобных ситуациях ударяете
по струне медиатором только один раз.
Распространенная ошибка - удар пальцем производится
с недостаточной силой.
Pull-Off
Этот прием является противоположностью предыдущего.
Вы ставите два пальца на два лада, потом ударяете по струне и снимаете,
оттягивая немного вниз струну, палец, стоящий ближе к корпусу гитары.
Пример:
p
|----5^4----| Ставите указательный на 4-й лад, средний на 5-й,
ударяете медиатором по струне и сразу же снимате
средний палец, продолжая держать указательный.
p
|----11^0----| В этом случае ставите указательный на 11-й лад,
ударяете по струне и снимаете палец, звучит открытая
струна.
Palm Mute
Струна (струны) частично приглушаются правой рукой,
которая слегка прикасается к струнам ребром ладони. Точнее не совсем
ребром, а тем местом, где ребро переходит в ладонь. Вы прикасаетесь
к струнам до того, как ударяете по ним медиатором. В результате ноты
получаются немного приглушенными.
Здесь важно не прижимать руку к струнам слишком
сильно, иначе ноты не будут звучать совсем. Обозначается этот прием
буквами P.M., после которых идут полосы (------|), которые показывают,
до какого момента он действует.
Пример:
P.M--------|
D|-----------2-1|
A|--------------| Тройки приглушаем, дальше как обычно.
E|--3-3-3-------|
Иногда этот прием обозначают так:
F5
|------------|
|------------|
|------------| Приглушаем последние 3 аккорда F5. Такой способ
|--3--X-X-X--| обозначения Palm Mute нельзя назвать корректным,
|--3--X-X-X--| потому что точно также обозначается другой прием,
|--1--X-X-X--| Staccato (см. ниже).
Vibrato
Ударяете медиатором по струне в то время как палец,
прижимающий какой-либо лад скользит вперед и назад в пределах этого
лада. При помощи этого приема можно выделить некоторые, как правило,
достаточно длинные ноты, придав им особую певучесть. Второй способ
- палец двигается не по горизонтали, а быстро приподнимает и опускает
струну. Этот способ лучше всего подходит для первых ладов. Обозначается
прием Vibrato знаком "~". Чем больше таких значков, тем
дольше длительность ноты.
Пример:
|----7~~~~~----| Vibrato на 7-м ладу.
Staccato
Так называется отрывистый переход от звука к звуку.
Этот прием осуществляется путем глушения звуков, в результате которого
они теряют часть обозначенной длительности.
Глушение отдельный нот может осуществляться медиатором,
который прикладывается к струне, после того как был извлечен звук
или ребром правой руки.
Глушение аккордов может осуществляться: 1) значительным
ослаблением давления пальцев левой руки, прижимающих струны к ладам,
без снятия этих пальцев со струн; 2) прикосновением к струнам правой
руки, то есть края ладони у запястного сустава; 3) иногда, возможно
объединение первого и второго вариатнов.
Обозначается этот прием буквами "X".
Пример:
A|----3-X----3-2-1| Играете третий лад, потом глушите эту струну и
играете дальше. Если бы здесь не был обозначен прием Staccato, то
нота третьего лада звучала бы гораздо дольше.
Harmonics
Harmonics - это звуки со своеобразной тембровой
окраской. Чтобы извлечь harmonic, например, на первой струне, надо
точно над порожком 12-го лада (середина струны) приставить к этой
струне палец, потом ударить медиатором по этой струне и почти одновременно
с этим снять (приподнять) палец левой руки со струны.
У начинающих harmonics либо совсем не звучат, либо
звучат очень тускло. Происходит это по одной из трех причин: 1) палец
расположен не точно над порожком лада; 2) палец вместо легкого прикосновения
надавливает на струну; 3) палец снимается со струны или преждевременно,
или слишком поздно. Обычно после устранения этих ошибок harmonics
начинают получаться достаточно громкими и яркими.
Наиболее употребляемы harmonics на 5-м, 7-м и 12-м
ладах. Другие встречаются достаточно редко. Обозначаются harmonics
так же как и обычные ноты, только в скобках.
То о чем, я только что рассказал, называется natural
harmonics. Их можно взять лишь на некоторых ладах. Существуют также
artificial harmonics - флажолеты, которые можно получить на любом
ладу, если сразу после удара медиатора по струне (сверху вниз), слегка
коснуться струны частью большого пальца. Этот прием требует длительных
тренировок.
Пример:
harm.
|----<12>----|
Чтобы не путать harmonics с нотами с увеличенной
длительностью, которые также находятся в скобках, harmonics помещают
в < >, а не в ( ).
В общем-то этот прием используется достаточно редко, но тем не менее
ему стоит научиться
Источник неизвестен, перевод By Jesus