::::
Morphine
26 сентября 2000 года вышел в свет
альбом группы Morphine "Bootleg Detroit" - шестой и последний
в дискографии группы. Седьмого, увы, не будет уже никогда. Некому
больше писать странные, нервные и нежные песни, некому извлекать удивительные
звуки из непонятной двухструнной бас-гитары. Три с половиной года
назад, 3 июля 1999 года, во время концерта в Риме основатель группы
Morphine Марк Сэндмен (Mark Sandman) умер от сердечного приступа.
Ему было сорок семь лет.
Добрый вечер. У микрофона Макс Климов. В эфире
программа "Сад Расходящихся Тропок", которая сегодня целиком
и полностью посвящена американскому трио Morphine - группе очень своеобразной
и необычной. И необычность ее прежде всего в том, что, музыкантам
удалось создать нечто совершенно оригинальное, не выходя при этом
за традиционные представления о том, что такое рок-музыка, и не экспериментируя
с пограничными жанрами. Они смогли сказать новое слово, как бы банально
ни звучало это словосочетание. И сделали они это в последнем десятилетии
20 века, когда, кажется, сама рок-музыка почти растворилась и ушла
на задний план, стала символом косности и архаичности. Но ...они смогли.
Начиналось все в 1990 году. Трое уже не совсем
молодых музыкантов собрались вместе, чтобы играть странную, неподдающуюся
никакой стилистической классификации музыку, которая находилась где-то
на стыке минималистического рока, джаза и блюза. Один из них пел и
играл на басу, другой извлекал из саксофона совершенно гипнотические
звуки, а третьим участником стал ударник. Гитариста в группе не было
вообще. Да пожалуй, в компании таких одаренных и оригинальных личностей
он был не особенно и нужен.
На протяжении всей истории группы Morphine автором
текстов (равно как и автором всего музыкального материала) был Марк
Сэндмен. Его глубокая и печальная лирика, достаточно глубокий и слегка
хрипловатый голос придавали музыке Morphine совершенно уникальное,
мрачное очарование.
Сами музыканты называли музыку, которую играли,
"low rock". Low - переводится как "низкий" - это
определение в английском языке относится к тону; так оно и было, звук
группы определяли низкие тона. Но не в этом главная особенность Morphine.
Во-первых, музыканты напрочь забыли о гитаре - основном и непреходящем
рок-инструменте. А, во-вторых, на бас-гитаре, которую держал в руках
Марк Сэндмен, было всего две струны, но это не мешало Марку извлекать
из нее звуки побогаче, чем иные мастера извлекают из обычной, четырехструнной.
И, в-третьих, остальные инструменты - баритон-саксофон и ударные -
были не просто инструментами в составе, а равноправными его участниками.
Другое дело, что в том, как звучали Morphine, слышалась твердая направляющая
рука Марка Сэндмена; это он смешивал и распределял краски в звуковой
палитре. Это он писал музыку и сочинял тексты. Он их и пел.
История Morphine началась чуть больше десяти лет
назад, когда Марк Сэндмен, тогда - гитарист бостонской альтернативно-блюзовой
группы Treat Her Right, позвонил парню по имени Дэйна Колли (Dana
Colley), саксофонисту из коллектива Three Colors. Собственно говоря,
неутомимый Сэндмен, игравший обычно в трех-четырех группах одновременно,
ансамбль Morphine задумал как некий сторонний экспериментальный проект,
полигон для обкатки очередной идеи. Он давно бродил по Бостону с мыслью
о том, что на одной струне бас-гитары можно сыграть не хуже, чем на
четырех, а суетливая гитара с ее навязчивым треньканьем и истерическими
соло только мешает. Сэндмен напоминал физика-экспериментатора, адепта
чистой науки, для которого не столь важно применение результатов эксперимента,
сколь сам эксперимент. В новой группе он получил свой результат, но
вот самоустраниться от его применения не удалось. Впрочем, похоже,
он не очень-то этого и хотел. Третьим участником группы стал барабанщик
Джером Дюпри (Jerom Deupree) из группы Humanz. Страсть к экспериментам
была у Марка Сэндмена всегда. В той же группе Treat Her Right он играл
на инструменте, который сам называл "low guitar" - обычной
шестиструнной гитаре, звук которой был пропущен через педаль "Октавер".
Звук становился на октаву ниже и по тембру был ближе к звуку бас-гитары.
Проект Morphine начался, по большому счету, с одной струны - именно
так был записан первый альбом группы, "Good". Он вышел в
1991-м на маленькой независимой фирме Accurate Records, получил хорошую
прессу и был замечен руководством тоже независимой, но куда более
значительной фирмы Rykodisc, на счету которой издание в Америке почти
всего Фрэнка Заппы и множество отличных переизданий старой полузабытой
музыки. Буквально через несколько месяцев был подписан контракт.
После альбома "Good" на бас-гитаре Марка
Сэндмена появилась вторая струна. "Теперь я могу играть аккордами",
- говорил Марк своему приятелю, бостонскому музыканту Джо Гарварду
(Joe Harvard). На что тот вопрошал: "Слушай, Марк, а что дальше?
Три, четыре струны, а потом? Эдак ты дойдешь до двенадцатиструнки,
до ситара...". Но Марк твердо ответил: "Нет, двух мне вполне
достаточно". Этот характерный диалог подчеркивает два качества
Сэндмена: четкую определенность мышления и стремление к минимализму.
Вот какой, по его мнению, должна быть идеальная песня: "...один
куплет, ну, макисмум, два, и припев с минимальным количеством слов".
Он обходился без лишнего во всем, стараясь достичь максимального эффекта
минимальными средствами. Да и альбомы были короткими: каждый минут
по сорок, не больше. Под стать ему были и коллеги - Дэйна Колли использовал
свой баритон-сакс как гитару, что придавало музыке Morphine дополнительную
необычность и изысканность; например, на песне "Rope On Fire"
с последнего альбома группы его инструмент звучит почти как виолончель,
сливаясь с тягучими звуками сэндменовского баса. Барабанщик Билли
Конвей (Billy Conway), экс-коллега Марка Сэндмена по группе Treat
Her Right, делал свою работу удивительно точно и правильно: четко
держа ритм, он привносил в морфиновское звучание редкие, но очень
существенные сбивки, парадоксальным образом цементировавшие общее
звучание.
Было в Morphine и еще кое-что, о чем обязательно
нужно сказать, нечто очень важное для понимания этой группы. В своих
текстах Марк Сэндмен, как правило, не рассказывал истории, - он создавал
настроение, выражал эмоции. "...он, как никто другой, умел выражать
свои мысли и чувства стопроцентно честно. В его песнях много говорится
о несчастной любви - об этом, наверное, 95 процентов всех песен...
но Сэндмену, в отличие от многих, всегда веришь. Его эмоции доходят
прямо до каких-то рецепторов, о которых, кажется, ты давно уже забыл"
- так писал об этом музыканте редактор журнала LeisureNet Джордан
Хоффманн (Jordan Hoffman). Удивительно емкое и точное определение,
добавить к которому нечего. Только, может быть, вот еще что:
"...Я никогда не вернусь, никогда не вернусь
к тебе.
Не собираюсь больше тебя видеть,
Не достану ниоткуда твою
Фотографию.
Не вернусь, чтобы только взглянуть на тебя.
Жизнь коротка.
Ты больше меня не любишь
И я не хочу больше видеть тебя.
Не собираюсь писать тебе писем,
звонить тебе по телефону,
подъезжать к твоему дому,
встречать тебя у дверей,
ходить за тобой по следам,
звонить в звонок и
чувствовать твои лопатки под своими ладонями.
Всего тебе хорошего..."
Альбом Morphine "Cure For Pain", вышедший в 1993 году, стал
настоящей классикой. Именно на нем в полную силу прозвучало все то
новое, что несла эта группа в коченеющий мир рок-н-ролла. По отзыву
одного из критиков, альбом "действовал, как тот самый наркотик,
название которого взяла себе группа: во-первых, он заглушал боль (собственно,
название альбома так и переводится), а во-вторых, его хотелось слушать
еще и еще". "Cure For Pain" поначалу не стал коммерческим
успехом. Песни с него вошли в саундтрек к фильму "Spanking the
Monkey" - черной комедии о подростке и его эдиповом комплексе,
а группа начала грандиозный, нескончаемый тур по маленьким клубам
Америки. Немногословный Марк даже шутил: "мы гастролируем тринадцать
месяцев в году". Клубы забивались до отказа, и в конце концов
Сэндмен и Ко стали чуть ли не лучшей клубной группой Америки, а пластинка"Cure
For Pain" продалась в количестве 300 000 штук - немало для независимой
музыки! Тут-то и подоспело время записи нового альбома. Он, по сложившейся
традиции, был назван коротко и просто - "Yes".
Альбом 1995 года "Yes" получился более
легким, более "цепляющим", что ли. Дэйна Колли усугубил
"гитарное" звучание своего инструмента, добавив к нему еще
один такой же и играя на двух баритон-саксофонах одновременно. "Yes"
принес "морфиновцам" еще больше хороших откликов в прессе,
еще больше эфиров на радио, а злопыхатели шипели, что Марк Сэндмен
ради коммерческого успеха пожертвовал творчеством. И впрямь, в отличие
от предыдущих альбомов, песни были почти светлыми и прозрачными, но
группа сохранила свою фирменную "темную бархатность". А
иначе и быть не могло. Музыканты были довольны тем, что с ними происходило.
Ситуация была почти идеальной. Марк говорил: "Мы на правильном
пути. Мы много работаем, много играем. Нам есть что сказать нашим
слушателям, и они, похоже, слушают нас".
Следующим альбомом после пластинки “Yes” стала
работа 1997-го года "Like Swimming". Этот альбом не только
обозначил верность пути, избранному Марком со товарищи, но и выявил
еще одну, очень важную вещь: чтобы соблюсти стиль, музыканты не усложняли
аранжировки, сами били себя по рукам. Это не было боязнью потерять
завоеванные позиции, вовсе нет - это было сознательное самоограничение.
Они шли вперед, но медленно и осторожно. Только в композиции "Swing
It Low" слушатели с изумлением обнаруживали полное отсутствие
саксофона, гитару, клавишные и даже... запрограммированные барабаны!
Впрочем, лишь наиболее недальновидные и упертые фэны сочли столь радикальное
расширение инструментария изменой минималистским идеалам. Суть осталась
та же. Просто Сэндмен начинал понимать, что рок-аскетизм, как и его
противоположность, может загнать группу в тупик.
Жизнь группы становилась все более и более насыщенной.
Той же осенью-97 вышел первый и единственный сборник Morphine "B-Sides
And Otherwise", на котором Сэндмен собрал композиции, не входившие
в альбомы, в том числе и композицию "Kerouac" со сборника
"Kerouac: Kicks Joy Darkness", посвященного великому американскому
писателю Джеку Керуаку. Неугомонный Сэндмен не мог усидеть на одном
месте - группа была для него всем на свете, но он все равно находил
время участвовать в сторонних проектах. Wooden Leg, Дюк Ливайн, Club
d'Elf, Presidents Of The United States Of America - вот неполный список
артистов и групп, с которыми он сотрудничал; где пел и играл на своей
двуструнке... Особняком стоит участие Morphine в саундтреке к фильму-комиксу
"Спаун" - композиция "This Is Not a Dream", написанная
и записанная совместно с английской электронной группой Apollo 440.
Это было в 1998-м, а в следующем году группа приступила к записи альбома
"The Night". Он должен был стать первой работой группы для
крупной фирмы DreamWorks.
"Ночь" должна была стать для группы переломным
альбомом. Марк впервые изменил избранному некогда формату "бас-барабаны-саксофон",
пригласив для записи 12 разных музыкантов. Он тщательно продумывал
каждую песню, долго выбирал студию - и в конце концов решил работать
над альбомом у себя дома, в подвальной мини-студии, где раньше записывал
только демонстрационные кассеты. Выбор оправдал себя. Альбом получился
удивительно цельным и точным. Он не изменил представления о концепции
"Morphine", но расширил его - на месте оказались и виолончелистка
Джейн Скарпантони (Jane Scarpantoni), и органист Джон Медески (John
Medeski) из группы Medeski, Martin and Wood, и первый барабанщик группы
Джером Дюпри... А вот почти медитативные звуки отчетливо восточной
по колориту композиции Rope On Fire - заслуга Ибрагима Фрибгана (Ibraghim
Fribghan), мастера игры на восточной лютне-уде...
Сдав запись руководству DreamWorks, группа отправилась
в европейское турне. В его рамках и был запланирован тот самый роковой
концерт в Риме... Группы больше нет, но песни Сэндмена продолжают
звучать. Два оставшихся участника группы Morphine Билли Конвей и Дэйна
Колли при участии большинства из тех, кто принимал участие в записи
альбома "The Night", создали проект Orchestra Morphine.
Они могли бы просто прикрыть свою лавочку, но нужно было кому-то представить
эти песни людям. Для фэнов, которые постоянно были рядом на протяжении
почти десяти лет, это было очень важно.В состав группы, помимо Колли
и Конвея, входят Джером Дюпри, саксофонист Расс Гершон (Rass Hershon),
трубач Том Хаттер (Tom Hatter), клавишник Эван Харриман (Evan Harryman),
басист Майк Ривард (Mike Revard) и вокалисты Лори Сарджент (Lori Sargent)
и Крисчен МакНил (Cristchen McNeal).
А еще в штате Массачусетс создан Фонд музыкального
образования имени Марка Сэндмена - некоммерческая организация, занимающаяся
новыми подходами в музыкальном образовании детей. И часть доходов,
поступающих от продажи альбомов Morphine и выступлений нового оркестра,
поступает на счета этого фонда. Наверное, это лучший способ сохранить
память о Марке Сэндмене - долговязом басисте с грустными глазами,
который знал, как вылечить чужую боль, но не смог справиться со своей.
::::
Максим Климоff